Слайд 1Семинар-практикум
«Психолого-педагогическая компетентность педагога»
Слайд 2 Тема I. Психолого-педагогическая компетентность педагога
1. Психолого-педагогическая компетентность учителя как сложная
профессионально-личностная характеристика.
Диагностики: Тест «Психологический портрет учителя»; «Профессиональная компетентность педагога»
Слайд 3Цель:
содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования
путем овладения методологией, теорией и практикой новой образовательной парадигмы
Слайд 4Задачи:
ввести учителей в понятийнокатегориальный аппарат проблемы и содействовать овладению базовыми понятиями
компетентности;
развивать творческие и исследовательские способности педагогов;
содействовать развитию критического рефлексивного мышления, рефлексивной культуры педагога.
Слайд 5
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам,
так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием»
А. Дистервег.
Слайд 6Анализ понятия «успешность»
« Успешность – ценностная категория, поскольку в понимании человеком
своей успешности в жизни, в процессе профессиональной деятельности отражается в представлении смысла жизни».
Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у детей и каким ценностным смыслом он её наполняет.
Слайд 7В образовании
Курс на признании самоценности каждого периода взросления ребенка.
Качество образования
определяется как полноценное развитие личностных качеств, обеспечивающих успех на следующей ступени обучения.
Слайд 8Задача педагогов
Создать условия для того, чтобы успехи и успешность ребенка
в школе определили его успешность в жизни.
Слайд 9Анализ понятия «успешность»
с точки зрения родителей
Хотят видеть у своих детей
такие качества, которых будет достаточно для того, чтобы адаптироваться в обществе, информационном пространстве, применять на практике, полученные знания в школе и быть принятым в обществе.
Слайд 10Что такое успешность?
гордость за свои достижения «Все получается»;
реализация способностей;
удовлетворенность жизнью;
отсутствие психосоматических
заболеваний как следствие перенапряжения.
Слайд 11Профессионализм
Особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в
самых разнообразных условиях.
В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
Слайд 12Для приобретения профессионализма необходимы
соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно
учиться и совершенствовать свое мастерство.
Слайд 13Составляющая профессионализма -
профессиональная компетентность.
Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную
характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений, навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Слайд 14По мнению В.А. Адольфа,
«профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний,
умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса.»
Слайд 15Д.С. Савельев
Под профессиональной компетентностью подразумевает способность должностного лица успешно решать
относящиеся к его компетентности задачи.
Слайд 16В.Р. Веснин
Профессиональная компетентность – это способность работника качественно и безошибочно
выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Слайд 17Понятие « компетентности»
В.И. Даль понимает полноправность и использует её в юридической
сфере: «Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о чём или кого-либо…судья полноправный»
Компетентность и компетенция составляют у В.И. Даля единое понятие.
Слайд 18Согласно словарю С.И. Ожегова, общее понятие
«компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный
в какой-либо области»
Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определенной области.
Слайд 19Компетентность – это:
1. знания, умения, навыки педагога, способность эффективно решать проблемы,
высокий профессионализм;
2. сумма технологий, методов и приемов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности;
Слайд 20Компетентность – это
уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции
и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся в социальных условиях.
Слайд 21Понятия «компетенция» и компетентность»
и соотнесение их между собой.
Слайд 22Педагогическая компетентность – это:
1. знания, умения, навыки, необходимые учителю для профессиональной
деятельности;
2. способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм;
3. сумма технологий, методов и приемов, используемых педагогом в процессе в профессиональной деятельности;
4. набор операционных умений + большой опыт педагогической деятельности.
Слайд 23Педагогическая компетентность – это:
совокупность знаний, умений, навыков, осведомленность, авторитетность в области
педагогики.
Слайд 24Ряд авторов выделяют
4 вида профессиональной компетентности:
1. Функциональная, характеризуется профессиональными знаниями
и умением их реализовать.
2. Интеллектуальная, она выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей,
3. Ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией.
4. Социальная – предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.
Слайд 25Профессор Введенский также выделяет 4 вида профессиональной компетентности:
Коммуникативная компетентность- способность педагога
конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение поощрять; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».
Информационная компетентность включает объем научных знаний, объем информации о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.
Слайд 26Профессор Введенский также выделяет 4 вида профессиональной компетентности:
Регулятивная компетентность педагога предполагает
наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов, рефлексию.
Слайд 27Профессор Введенский также выделяет 4 вида профессиональной компетентности:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – комплекс
умений по анализу, синтезу, сравнение, абстрагированию, обобщению, конкретизации. А также интеллект, фантазия, гибкость и критичность мышления.
Слайд 28Основные признаки педагогической компетентности:
наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих
знаний для практики:
- набор операционных умений
владение алгоритмами решения трудовых задач;
навыки общения с коллегами и учащимися;
качественное выполнение своей профессиональной деятельности;
способность разрешать создавшуюся проблему;
- способность педагога поддерживать собственный профессиональный уровень.
Слайд 294 стадии, характеризующие процесс профессионального обучения:
Первая стадия – бессознательная компетентность («Я
не знаю, что я не знаю»)
Вторая стадия – сознательная компетентность («Я знаю, что я не знаю»).
Третья стадия – сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю»).
Четвертая стадия – бессознательная компетентность.
Слайд 30Психолого-педагогическая компетентность (ППК)
Совокупность определенных качеств (свойств) личности, которые «обусловливаются высоким уровнем
её психолого-педагогической подготовленности» (Н.В. Кухарев) и обеспечивают «высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности»
(Н. Н. Тарасевич)
Слайд 31Психолого-педагогическая компетентность (ППК)
Согласованность (соуровневость) между его знаниями, практическими умениями и реальным
поведением, демонстрируемым в процессе педагогического взаимодействия.
Слайд 32Элементно-структурный анализ ППК
1. Психолого-педагогическая грамотность – общепрофессиональные знания.
2. Психолого-педагогические умения –
способность учителя использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия.
3. Профессионально значимые личностные качества.
Слайд 33Основной критерий ППК
направленность на ученика как ведущую ценность своего труда
и потребность в самопознании и самоизменении, поиске способов совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности учеников.
Слайд 34Традиционный и компетентный подход к обучению:
Слайд 35Какие компетенции учащегося должен развивать и формировать педагог?
Компетенции учащихся:
Когнитивная (теоретические и
практические знания: академические достижения);
Функциональная (умения и навыки трудовой и социальной деятельности);
Личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);
Этическая (наличие личностных ценностей)
Слайд 36Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 37Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 38Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 39Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 40Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 41Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 42Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 43Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 44Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 45Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 46Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 47Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 48Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 49Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 50Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 51Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 52Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 53Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 54Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 55Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 56Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)
Слайд 57Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта)