Слайд 1
\
Семинар - практикум для заместителей директоров общеобразовательных учреждений по воспитательной работе
«Теория и практика профориентационной работы в образовательных организациях»
«Система профессиональной ориентации школьников»
Методист методического кабинета
отдела образования
администрации Ворошиловского района города Донецка
Писаренкина С.А.
Слайд 2Базовые компетенции профессионального самоопределения старшеклассников
Слайд 3Профессиональное самоопределение - компонент личностного новообразования старшего школьного возраста,
длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности.
Всё начинается с теории
Слайд 4
Профессиональное становление личности происходит под влиянием нескольких факторов.
Стадия «АМОРФНАЯ ОПТАЦИЯ»
(0-12 лет)
Сначала у детей зарождаются профессионально – направленные увлечения и стремления под воздействием:
родных
педагогов
событийно – поведенческих игр
учебных занятий в школе
Стадия «ОПТАЦИИ»
Далее вырабатывается профессиональный план действия, который завершается осмысленным или вынужденным выбором профессии. У подростка начинают складываться познавательные и профессиональные интересы, происходит выбор профессии.
Слайд 5Исследуя специфику кадрового становления старшеклассников, учёные выделили некоторые стадии выбора профессии:
Дошкольный
– зарождение начальных трудовых навыков и умений;
Начальная школа (пропедевтический) – появление осознания значимости работы в жизнедеятельности людей через включение в разнообразные типы деятельности (игровой, учебной, трудовой);
Первая ступень основной школы (5-7 классы) – осмысление индивидуальных увлечений и психологических особенностей выполнения какой – либо трудовой деятельности;
Вторая ступень основной школы (8-9 классы) – активизация развития осознания школьником своего профессионального направления);
Полное среднее учебное заведение – профессиональная установка на глубокое изучение некоторых учебных дисциплин;
Профессиональное учебное заведение – овладение профессией.
Слайд 6Знакомство с профессиями начинается в младшем школьном возрасте
И заканчивается в подростковом
выбором профессии
Слайд 8«Компетенция» – совокупность знаний, умений навыков, способов деятельности порождающих готовность человека
к осуществлению профессиональной деятельности в любой нестандартной ситуации. Классы компетенций
Профессиональные (специальные) – единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Надпрофессиональные - необходимые для эффективной работы в организации;
Ключевые -
в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его успешной социализации.
компетенции –формируем на уроках, используя определенно-ориентированные задания (см. примеры заданий из брошюры - Тетрадь с печатной основой, отрывки уроков.), специально подобранные тексты, наблюдение и анализ, а также в новом виде – потрфолио, проект.
Слайд 10БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Компетенции старшеклассников
Слайд 11Базовые компетенции
вне зависимости от того
в какой конкретной сфере они проявляются – предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовать людей для достижения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий
Слайд 12Интеллектуальная компетенция-
способность к обобщению, умение выделять существенные признаки познаваемой действительности; гибкость,
креативность ума – динамичность, подвижность и т.д. При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой, от привычного хода мыслей к нестандартным.
Слайд 13Коммуникативно – организаторские
— это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование
адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Способность :
работать в команде;
принимать мнения других;
тактично отстаивать свою точку зрения.;
принимать решения;
сотрудничать в различных социальных и профессиональных группах;
готовность к трудовой деятельности.
Слайд 14Ценностно-смысловые
Проектирование личностного плана.
Постоянное расширение и углубление функциональной грамотности.
Слайд 15Умению проектиро вания своего профессио нального
роста
Формиро ванию навыков само презен тации
Богатство отношений и интересов к …
Общению с различными возраст. группами
Ориентации в мире профессий
Познанию окруж. мира
Испол нительс кой деятель ности
Коллективной деятель ности
Сопережи ванию, сочувст вию
К себе как полноценной личности
К самопознанию
К творчес кой деятельности
Слайд 16
Аутопсихологические
– это углубленное познание себя как личности, т. е. при условии
понимания особенностей своего мышления, характера, темперамента - уметь грамотно выстраивать стратегии профессионального роста на достижение планируемых результатов.
Сюда входит:
Самооценка.
Саморазвитие.
Самоконтроль.
Самореализация.
Самопознание.
Самосовершенствование личности.
Слайд 17 Информативно - коммуникативные технологии
выражаются во владении современными
информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.
Слайд 18Элементаный состав компетенции включает:
инструментальную основу деятельности (знания, умения, навыки, опыт
деятельности);
мотивационную основу деятельности (мотивы деятельности);
ценностно-смысловую основу деятельности (ответственность за результаты деятельности);
индивидуально-психологическую основу (способности к деятельности).
Слайд 19Для становления будущего специалиста особенно значимой является профессиональная компетенция, которая выражается
в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Ее формирование необходимо начинать в школе и продолжать в высшем учебном заведении.
Слайд 20ЗНАНИЕ БАЗОВЫХ компетенций ЗНАЧИТЕЛЬНО ОБЛЕГЧАЕТ ВЫБОР И СПОСОБСТВУЕТ КАЧЕСТВУ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ!
Слайд 21«Школа – не здание, не кабинеты,
не образцовая наглядная агитация.
Школа – это дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребёнка, учителя, родителя – и тут же реализуются.
Если их нет значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей».