Слайд 1Семинар-практику по профилактике суицидального поведения подростков в образовательной среде
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 22 г.Химки
Педагог-психолог Лабастова Е.Ю.
Слайд 2«…мы все умрем, людей бессмертных нет.
и это все известно и
не ново...
Слайд 3Цель:
Изучить и проанализировать проблему суицида и возможности профилактики суицидального поведения подростков
Слайд 4Задачи:
Изучить теоретический материал, связанный с выбранной темой.
Выделить факторы, способствующие суицидальному
поведению.
Исследовать специфические особенности суицидального поведения детей и подростков.
Сформулировать профилактические меры антисуицидального характера.
Слайд 5Печальная статистика детских самоубийств…
Слайд 8Большинство подростков, совершающих суицид не хотят умирать. Так они пытаются решить
проблемы, которые причиняют им физическую и эмоциональную боль.
ВНИМАНИЕ-ПОДРОСТОК!
Слайд 10МИФЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИКУ СУИЦИДОВ
Слайд 13Психологический смысл подросткового суицида
Отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от ситуации,
в которой подросток волей или неволей оказывается.
Слайд 14Факторы суицидального риска для детей и подростков
Слайд 16Социально-психологические:
Злоупотребление родителей алкоголем
Грубые аномалии воспитания в семье (прежде всего, воспитание по
типу жестоких взаимоотношений и повышенной моральной ответственности)
Суициды в семье
Семейные проблемы: уход из семьи, развод
Наличие предыдущей суицидальной попытки
Слайд 17Личностно-психологические:
Выраженные акцентуации характера (в особенности сензитивного, шизоидного и эпилептоидного типа)
Склонность к
девиантному поведению (побеги из дома, мелкие правонарушения, промискуитет)
Тенденции к самоповреждению
Слайд 18Медико-биологические:
Эндогенные психические заболевания (в особенности шизофрения и маниакально-депрессивный психоз)
Ранние органические поражения
головного мозга (травмы, нейро-инфекции)
Злоупотребление или зависимость от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и другие токсические вещества)
Хронические или смертельные болезни
Слайд 19Статусные
Депрессия
Алкогольное опьянение
Слайд 21 ПРИЧИНЫ
СУИЦИДА
СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Слайд 25ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ:
Слайд 26ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ:
Слайд 27ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Портрет подростка
« группы риска»:
Слайд 28Признаки замышляемого суицида
Наличие опыта самоубийства в прошлом
Объективная тяжесть жизненных обстоятельств
Снижение ресурсов личности
Слайд 29Проявлять безразличие
Читать мораль типа: «Ты не можешь этого сделать», «Подумай о
родителях», называть суицидальные намерения аморальными…»
Проявлять негодование, демонстрировать сильные эмоции, сердиться, говорить об инфантильности личности суицидента и пр.
КАТЕГОРИЧЕСКИ
ЗАПРЕЩЕНО:
Слайд 30Что можно сделать,
чтобы помочь:
Быть наблюдательным и внимательным
Принять суицидента как личность
Установить
заботливые взаимоотношения
Быть внимательным слушателем
Не спорить
Задавать вопросы
Не предлагать неоправданных утешений
Слайд 31Предлагать конструктивные подходы
Вселять надежду
Оценить степень риска самоубийства
Не оставлять человека одного в
ситуации высокого суицидального риска
Обратиться за помощью к специалистам
Сохранять заботу и поддержку и после критической ситуации
Слайд 32При малейшем подозрении о планах на самоубийство необходимо вести очень осторожную,
но активную работу с подростком.
Важно – не замалчивать эту тему, а в доверительной беседе задавать вопросы типа: «Ты когда-нибудь хотел умереть?», «Ты доволен жизнью?», корректно поинтересоваться планами к подготовке суицида и обращаться за помощью.
Слайд 33Шаблон работы с подростками с суицидальным риском в случае высокого эмоционального
напряжения
Слайд 34
1 этап: отреагирование эмоций, техника активного слушания.
2 этап: обращение к собственным
ресурсам.
Слайд 353 этап: поиск внешних ресурсов – взрослого, которому доверяет подросток (кому
ты доверяешь, когда вспоминаешь про него, становится легче) – работа с этим человеком
4 этап: поддержка подростка
5 этап: привлечение родительского ресурса (какие ресурсы вы используете в своих случаях)
Слайд 39ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛОМУ, ЕСЛИ ДЛЯ ПОДРОСТКА ХАРАКТЕРНО СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…
Попытаться выступить
в роли судьи.
…Говорить «Посмотри на все, ради чего ты должен жить…»
…Оставлять опасные предметы (лекарства, колющие, режущие предметы и др.) там, где находится подросток, собирающийся покончить жизнь.
Слайд 40ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛОМУ, ЕСЛИ ДЛЯ ПОДРОСТКА ХАРАКТЕРНО СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…
…Оставлять одного
подростка, собирающегося покончить жизнь, одного.
…Спорить, стараться образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…»
…Наталкивать на мысль, говоря: «Пойди и сделай это…»
Слайд 41При возникновении конфликтной ситуации постарайтесь разрешить ее конструктивным способом
Конфликт разрешается поэтапно:
1
этап – внимательно выслушивайте ребенка. Уточните, что его затрудняет, что он хочет или не хочет («У тебя кружок, и ты не хочешь опаздывать…», «Ты считаешь, что я обратился к тебе очень резко, поэтому не хочешь мне помочь…»).
2 этап – рассмотрите различные предложения по вопросу разрешения конфликта («Как нам поступить?», «Что можно сделать в этой ситуации?»).
Слайд 42Помните: Конфликт решается поэтапно!
3 этап – выберите вместе с ребенком наиболее
приемлемый способ разрешения конфликтной ситуации.
4 этап – проверьте эффективность принятия решения (Как у нас идут дела?», «Все ли получается?»)…
Слайд 43Почти каждый, кто думает о суициде, дает понять окружающим о своем
намерении. Самоубийство, часто, не возникает импульсивно, непредсказуемо или неизбежно.
Слайд 44¾ тех, кто совершает самоубийство, посещают специалистов по какому-либо поводу в
течении ближайших недель или месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанным.
Слайд 45Часто желание жить и желание умереть настолько уравновешенны, что если в
эту минуту близкие проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы наклоняются в сторону выбора жизни.
Слайд 46РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Вельчева М.В. социальный педагог ЗНВК «ОСНОВА» Особенности работы социального
педагога по профилактике суицидальных тенденций проблемной личности» // http://www.myshared.ru/slide/105714/
Чехонадских Л.Н. социальный педагог «Суицид. Возрастные аспекты суицидального поведения» // http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/lektsiya-dlya-roditeley-ostorozhno-suitsid
Слайд 47
Ласый Е.В. «Теории суицидального поведения» // http://www.belmapo.by/downloads/psihiatriy/2009/teorii_suic_povedenia.DOC.
Роганов Сергей «Современный суицид: введение
в проблематику» // http://magazines.russ.ru/oz/2013/5/27r-pr.html
Министерство Здравоохранения РСФСР Московский научно – исследовательский институт психиатрии МЗ РСФСР «Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации» // http://www.studmed.ru/view/abrumova-ag-tihonenko-va-diagnostika-suicidalnogo-povedeniya_2c4fd3f064f.html