Слайд 1СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
автор: педагог-психолог МБОУ «О(С)ОШ №1» Дацунова Ж.А.
«Профилактика профессионального выгорания»
Слайд 2Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания
Задачи:
Познакомить педагогов с теоретическими знаниями в области
“профессионального выгорания”
Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.
Слайд 3«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки
меня – и я пойму и чему-то научусь»
Китайская народная мудрость
Слайд 4Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того,
что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
Слайд 5Профессиональное выгорание –
это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на
работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты
Слайд 6
Симптомы профессионального “выгорания”
истощение, усталость;
бессонница;
негативные установки;
пренебрежение исполнением своих обязанностей;
увлечение приемом психостимуляторов (табак,
кофе, алкоголь, лекарства);
уменьшение аппетита или переедание;
усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
чувство вины;
переживание несправедливости
Слайд 7модель синдрома “выгорания” –
эмоциональная истощенность,
деперсонализация
сокращенная профессиональная
реализация.
Слайд 8Эмоциональное истощение - это
основная составляющая профессионального выгорания, проявляющаяся в переживаниях сниженного
эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.
Высокий уровень эмоционального истощения. Снижение эмоционального тонуса, утрата интереса к окружающему, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность или эмоциональное перенасыщение. Возможны частые агрессивные реакции, необоснованные вспышки гнева, появление симптомов депрессии. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Все эти факторы свидетельствуют о наличии эмоционального выгорания – 3 человека
Средний уровень эмоционального истощения. Присутствуют отдельные симптомы эмоционального истощения (эмоциональная отстраненность, утрата интереса к окружающему), что при высоких показателях по другим шкалам, сигнализирует о начале эмоционального выгорания – 2 человека
Низкий уровень эмоционального истощения. Адекватные происходящему эмоциональные реакции, сохранённые способности сочувствовать и сопереживать. Хороший эмоциональный тонус – 3 человека
Слайд 9Деперсонализация - это
проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении
зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (родителям, педагогам, воспитанникам).
Высокий уровень деперсонализации. Равнодушное или негативное отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Возможна повышенная зависимости от других или, напротив, негативизм, циничность установок и чувств по отношению к ним. Частая раздражительность, конфликтность- 0 человек
Средний уровень деперсонализации. Возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Зарождение скрытых негативных установок к ним, реализующихся пока во внутренне сдерживаемом раздражении, но в скором времени готовых проявиться наружу – 3 человека
Низкий уровень деперсонализации. Наблюдается адекватное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы – 5 человек
Слайд 10Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений)
проявляется в тенденции к негативному
оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходу») от обязанностей по отношению к другим.
Высокий уровень профессиональных достижений. Адекватная самооценка своих профессиональных достижений, наличие значимой мотивации профессиональной деятельности – 0 человек
Средний уровень профессиональных достижений. Появляющаяся тенденция негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи – 5 человек
Низкий уровень профессиональных достижений. Негативизм относительно служебных обязанностей, стойкое ощущение, что выполняемая деятельность бесполезна и не нужна. Снижение самооценки и профессиональной мотивации, недовольство собой, негативное отношение к себе как личности- 3 человека
Слайд 11Упражнение
«Распредели по порядку»
Инструкция: распределите по порядку (по степени значимости,
на Ваш взгляд) следующий перечень:
дети
работа
муж (жена)
Я
друзья, родственники
Слайд 12ресурсы противодействия “выгоранию”
Внутренние (личностные) ресурсы: умения и навыки, знания и опыт,
модели конструктивного поведения, актуализированные способности.
Внешние (социальные) ресурсы: сфера профессиональной деятельности, семейной жизни и “свободного времени”.
Слайд 13Упражнение «Удовольствие»
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о
том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. У большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Слайд 16
Упражнение
«Звуковая гимнастика»
А– воздействует на весь организм;
Е–
воздействует на щитовидную железу;
И– воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О– воздействует на сердце, легкие;
У– на органы, расположенные в области живота;
Я– на работу всего организма;
М– на работу всего организма;
Х– помогает очищению организма;
ХА– помогает повысить настроение.
Слайд 17Упражнение
«Похвалилки»
«Меня замечают, любят и высоко ценят».
« В моей жизни
случается только хорошее».
« Все идет хорошо»
Слайд 18Игра « Телеграмма»
«Сегодня мы собрались на наш………………………тренинг
Выглядим мы…………………………..и…………………………………
Но если бы погода
была сегодня……………………………….
То мы были бы………………. А может, даже………………….
Но мы не будем унывать.
Дела у нас на работе…………………………………………………..
Пожелаем же всем всего……………………………………..,а
именно…………………………здоровья……………………………..,
успехов…………………….,детей (учеников)……..………….»