Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа» с. Взморье Долинского района
Сахалинской области
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС»
Педагог-психолог: Ионова Анастасия Владимировна
2017г.
Слайд 2Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого
ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Слайд 3Цель: повышение уровня профессиональных знаний педагогов об особенностях обучения школьников, имеющих
особые образовательные потребности в общеобразовательной школе в условиях ФГОС
Задачи:
- Расширить представление о понятиях «ФГОС» и «ребенок с ОВЗ»
- Сформировать представление о возможностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении
- Воспитать толерантное отношение и сотрудничество при решении практических задач
Слайд 4План проведения семинара:
1. Раскрытие понятий «ФГОС» и «дети с ОВЗ»
2.Рассмотрение основных
аспектов обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
3.Технологии, методы и приемы обучения детей с ОВЗ
4. Практическая часть (работа в группах)
5. Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ
Слайд 5«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в
ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»
В.В.Путин
Слайд 6Раскрытие понятий «ФГОС» и «дети с ОВЗ»
Российская система образования вот уже
20 лет находится в условиях реформирования. Новый этап связан с введением и реализацией ФГОС для обучающихся различных категорий. Первыми к реализации Стандартов приступила начальная общеобразовательная школа и уже в течение нескольких лет на различных уровнях обсуждаются проблемы и риски его реализации.
Слайд 7ДЕЛОВАЯ ИГРА
«СТАНДАРТ»
подобрать синонимы к слову «стандарт»
Слайд 8ЧТО ТАКОЕ СТАНДАРТ?
Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале
90-х годов. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы в школе. В 2000 годы при узко предметном подходе к системе образования стало очевидным, что наша система образования отстает от мировой практики.
Начался поиск путей выхода из данной ситуации, т.е. реформирование образования. Очередной шаг в этом направлении – ФГОС.
Слайд 9Кому прежде всего адресован Стандарт?
Новый стандарт адресован, прежде всего, взрослым и
описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон.
Слайд 10 Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований к структуре образовательных программ
(чему и как учить), требований к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок.
Сегодня на уроке учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса, а учитель— это не говорящий телевизор, а дирижер.
Слайд 11Что является ведущим в Стандарте?
Ведущие принципы ФГОС ‒ принципы преемственности и
развития, которые требуют от каждого участника процесса введения ФГОС постоянного сопоставления с практикой реализации ФГОС.
Слайд 12 Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных
программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим, что и предполагает переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов, которые раскрываются в ООП и рабочих программах как предметные, метапредметные и личностные.
Слайд 13 Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные
действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то на уровне основного образования добавляется способность использовать УУД в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
Слайд 14
Какие задачи определены Стандартом и являются приоритетными?
ФГОС акцентирует внимание на обеспечении
условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах его деятельности.
Слайд 15 В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой
является ориентация на новые образовательные результаты. Стандарт должен изменить ситуацию в системе образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления новоой образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики.
Слайд 16 В основе стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между
личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина.
Слайд 17 С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего
образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.
Слайд 18Педагогический прием
«Пирамида»
Описать собственные представления о готовности
школы, коллектива, учителя к введению новых
Стандартов.
Слайд 19Перечень мероприятий для готовности школы к новым стандартам:
- привести нормативную
базу школы в соответствие с требованиями ФГОС;
- разработка АООП школы, адаптированных рабочих программ по предметам;
- внести изменения в должностные инструкции участников ОП;
- создать УМК в соответствии с требованиями ФГОС, Учебного плана школы;
- обеспечить материально-техническую базу и условия для реализации АООП;
- повышение квалификации педагогов, решение кадровых проблем;
сформировать оптимальную модель организации ОП, УВП, обеспечивающую организацию учебной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- разработать план методической работы, обеспечивающий сопровождение ФГОС и др.
Слайд 20сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС
ТЕСТ
1.Совместное обучение и воспитание детей,
имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
А)инклюзия
Б) интеграция
В) индивидуализация.
Слайд 212. Инклюзия представляет собой:
A) форму сотрудничества
Б) частный случай интеграции
B) стиль поведения
Слайд 22 3. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ
в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:
A) групповая интеграция
Б) образовательная интеграция
B) коммуникация
Слайд 234. Социальная интеграция должна быть обеспечена:
A) всем без исключения детям с
нарушениями в развитии
Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте
B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях
Слайд 24 5. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения описано
в трудах отечественного
учёного:
А)А.Н, Леонтьева
Б) С.Л Рубинштейна
В) Л.С. Выготского
Слайд 25 По данным Министра образования и науки Российской Федерации за последние 3
года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%. Рост численности нуждающихся в специальном образовании - общемировая тенденция, характерная и для современной России.
Слайд 26Нормативные документы учителя обучающего детей с ОВЗ
Слайд 27Задачи:
формирование общей культуры обучающихся с ОВЗ, обеспечивающее разностороннее развитие их личности;
охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ учебной деятельности;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося.
Слайд 28Задачи:
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения
образования обучающимися с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Слайд 29 В условиях введения Стандарта учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на
него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагога.
Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых Стандартов выступает одним из гарантов реализации идей ФГОС
Слайд 30 Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых Стандартов выступает
одним из гарантов реализации идей ФГОС.
При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной школе необходимо психолого-педагогическое сопровождение.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Слайд 31 Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Слайд 32К детям с ОВЗ относятся дети:
1.с нарушением слуха - не слышащие
или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);
2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);
3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны»;
4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
Слайд 33 5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе
наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит невропатолог);
6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);
7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог);
8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений);
9. дети-инвалиды.
Слайд 34К детям с ОВЗ не относим детей,
которые плохо усваивают программу и
не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
Слайд 35Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия.
Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
Слайд 362. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут
осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Слайд 373. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности
на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Слайд 384. Заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Выраженное
отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Слайд 398. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и
сами игровые роли бедны.
9. Все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Слайд 40 Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе) .
Слайд 41 Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход
с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ в ОУ необходим индивидуальный образовательный план.
Слайд 42Структура индивидуального образовательного плана:
- Создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях
школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.
- Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений.
Слайд 43 Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; особенности
междисциплинарного взаимодействия.
Формирование социальной компетентности: направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений.
Слайд 44методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с
одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Слайд 452. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Слайд 463. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами для
развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
4. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
5. Активные методы рефлексии.
Слайд 47Виды рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния («Дерево чувств»-использование красных и
зеленых яблок; «Море радости или море грусти» и т.п.)
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Слайд 484) Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение
видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Слайд 49 Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе
того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Слайд 50 Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность
учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Слайд 51Обязанности учителя , обучающих детей с ОВЗ:
- следить за успеваемостью
обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
- посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
- поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
Слайд 52- разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является
для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
- требовать структурирования действий при выполнении заданий;
- предоставлять дополнительное время для завершения задания;
Слайд 53 - чередовать занятий и физкультурные паузы;
- осваивать знания об изменениях в
поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;
- стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Слайд 54РЕФЛЕКСИЯ
Выразите одним словом свое отношение к данной теме