Слайд 2
Реакции на поведение. Здесь можно выделить три разных подхода.
Первый подход -
«руки прочь».
Второй подход - подход «твердой руки».
Третий подход - «возьмемся за руки».
Слайд 3Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником
Распознать истинный мотив проступка
Выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку
Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению проступков у этого ученика в будущем
Слайд 4На чем строится поведение учеников.
Основные законы
2 закон
3 закон
1 закон
Ученики выбирают определенное
поведение в определенных обстоятельствах.
Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.
Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит один из четырех мотивов.
Слайд 6МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ
привлечение внимания
власть
месть
избегание неудачи
Слайд 7Привлечение внимания
потребность в особом внимании к себе.
Ощущая недостаток внимания к
себе, ученики придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность.
Слайд 8Проявление поведения
Активная форма – использование различных механизмов привлечения внимания
(стучит карандашом
по парте, вертится и разговаривает, мешает окружающим, постоянно просит помощи, передает записки через весь класс и задает учителю вопросы, не относящиеся к теме урока и т.д.)
Слайд 9Проявление поведения
Пассивная форма – делают все в темпе «в час-по-чайной-ложке»
(Все,
что они должны делать, исполняется медленно, потом еще медленнее, еле-еле. Они только успевают открыть тетрадь к тому времени, когда все уже решили три задачи.)
Слайд 10Социальные причины
Внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению.
Ребенок не
умеет просить внимания в приемлемой форме.
Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе.
Слайд 11Реакция учителя
Чувства: раздражение и возмущение.
Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.
Слайд 12Ответ ребенка на реакцию взрослых
Временно приостанавливает беспокоящее действие
Слайд 13Сильная сторона поведения
Потребность в контакте, во взаимоотношениях со взрослыми
Слайд 14Борьба за власть
Поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или
чем-то
Слайд 15Проявление поведения
Активная форма:
Вспышки негодования (манипулирование взрослыми)
Пассивная форма:
Оправдание ленью
Оправдание плохим вниманием
Оправдание
забывчивостью
Оправдание физическим состоянием
Слайд 16Социальные причины
Желание самоутвердиться за счет других (утверждение себя не в
отношениях с самим собой, а в отношениях с окружающими).
Мода на «сильную личность»
Слайд 17Реакция учителя
Первый признак — это возникающие в ответ на «выходку» эмоции
гнева, негодования, замешательства из-за своей беспомощности или даже страх.
Второй признак — это естественный импульс — немедленно прекратить выходку.
Слайд 18Ответ ребенка на реакцию взрослых
Усиление действия –
«вы мне ничего не
сделаете»
Плохое поведение продолжается, пока ребенок
не решит прекратить его
Слайд 19Сильная сторона поведения
Демонстрация лидерских способностей: умение независимо мыслить и способность
сопротивляться авторитетам
Честолюбие, склонность к самоутверждению
Слайд 20Месть
ребенок мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые
Слайд 21Проявление поведения
Активная форма:
Непрямые физические акты насилия (направлено на вещи)
Психологические акты
насилия. Оскорбление, хамство
Оскорбление действиями
Пассивная форма:
Уход от контактов
Слайд 22Социальные причины
Примеры «силового» решения конфликтов
Ребенок не умеет адекватно
выразить чувство обиды
Слайд 23Реакция учителя
Первый — если в ответ на властное поведение
учитель испытывает гнев, негодование и страх, то при мстительном поведении к этим чувствам добавляются обида, боль и опустошение.
Второй существенный признак —немедленно прекратить мстительное поведение. Таких импульсов два:
Немедленно ответить силой, «поставить на место», подавить любой ценой.
Уйти, убежать из ситуации (например, выйти, хлопнув дверью).
Слайд 24Ответ ребенка на реакцию взрослых
Делает еще один шаг по пути конфронтации
Прекращает
выходку, когда сам решит
Слайд 25Сильные стороны
Способ защиты — агрессия, направленная вовне, на других,
а не
на себя. В действиях этих детей чрезвычайно развита способность к выживанию.
Слайд 26Избегание неудачи
Такие дети стараются быть незаметными, не нарушать школьные правила и
требования, редко взаимодействуют с учителями и одноклассниками, остаются в изоляции в классном коллективе, и во время урока, и на переменах, просто не делают ничего из задаваемого учителем, спокойно надеясь, что он этого не заметит.
Слайд 27Проявление поведения
Активная форма:
Приступ в ситуации отчаяния — это взрыв,
чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи.
Пассивная форма:
Откладывание на потом, не доведение до конца.
Временная потеря способности выполнить необходимое действие.
Оправдание официальными медицинскими диагнозами.
Слайд 28Социальные причины
Стиль «красного карандаша»
Неоправданно высокие ожидания.
Перфекционизм (требование от себя
совершенства).
Упор на соревнование.
Слайд 29Реакция учителя
осознает свою профессиональную несостоятельность. Она складывается из печали или даже
тоски и своей беспомощности, потому что кажется — невозможно помочь такому ученику.
учитель чувствует поражение, ибо его попытки проваливаются.
оставить ученика в покое, раз уж наши попытки не дают эффекта.
Слайд 30Ответ ребенка на реакцию взрослых
Такие ученики даже не пытаются выполнить наши
требования.
Вместе с тем они готовы на любые услуги нам, если это не касается учения по предмету.
Слайд 31Сильная сторона поведения
Для учеников-перфекционистов (их меньшинство из данного типа) сильной
стороной поведения является то, что для них быть успешными означает достигнуть только значительных, высоких результатов, пусть в чем-то одном, но быть непревзойденным.
У другой же, большей части учеников в поведении не отыскать никаких сильных сторон. Они очень не уверены в себе. Их самоуважение катастрофически низкое, и они нуждаются в поддержке от друзей и педагогов.
Слайд 32
Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание
Слайд 33Стратегия 1: минимизация внимания
Игнорируйте такое поведение.
Установите зрительный контакт.
Встаньте рядом.
Пошлите «секретный сигнал».
Упоминайте имя ученика.
Слайд 34Стратегия 2: разрешающее поведение
Доведите до абсурда демонстративную выходку.
Использование «разрешающей квоты»
Слайд 35Стратегия 3: делайте неожиданности
Начните говорить тихим голосом
Совершите неожиданное действие
Выключите свет
Временно прекратите
вести урок
Слайд 36Стратегия 4: отвлеките ребенка
Попросите об одолжении
Измените деятельность
Задавайте прямые вопросы
Слайд 37Меры экстренного педагогического воздействия
при властном поведении
Слайд 38Способ предотвращения
Уйти от борьбы, приказов.
Дать возможность выбора.
Дружеский визуальный контакт.
Предоставить ребенку
позитивные возможности почувствовать свою силу.
Отдавать часть своих организационных функций
Слайд 39Меры экстренного педагогического воздействия
при мстительном поведении
Слайд 40Способы предотвращения
Научиться акцентировать внимание на поступках, а не на личности
ребенка
Не усиливать напряженность ситуации такими действиями:
- повышение голоса,
использование сарказма,
наказание,
команды,
поощрение ученика и т.д.
Слайд 41
Способы предотвращения
Обсудить поступок позже, когда не будет «зрителей»
Позволить ребенку «сохранить лицо»
Демонстрировать
модели неагрессивного поведения
Стадия разрешения: установить санкции
Слайд 42Меры экстренного педагогического воздействия
при поведении, направленном на избегание неудач
Слайд 43Способ предотвращения
Искать два плюса на каждый минус
Отмечать достижения
Делать ошибки нормальным
и нужным явлением (рассказывать, показывать, минимизировать последствия)
Формировать веру в успех
Концентрировать внимание на прошлых успехах
Слайд 44
Формируйте у учеников
веру в успех
Подчеркивайте любые улучшения
Объявляйте о любых вкладах
конкретного ученика в общее дело
Раскрывайте сильные стороны своих учеников
Демонстрируйте веру в своих учеников
Признавайте трудность ваших заданий
Ограничивайте время на выполнение задания
Повторяйте и закрепляйте успехи
Слайд 45Спасибо за внимание
Успехов в вашей работе!