Слайд 1
Семинар
«Методологические основы оценивания знания учащихся»
Слайд 2Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ РК
7 модулей обучения
Слайд 3 «Учитель должен знать
чему научил,
учащийся - чему
научился».
Е. Н. Ильин
Слайд 41. Как, при помощи оценивания, повысить у учащихся учебную мотивацию?
2.Какие
условия должен создать учитель начальных классов для того, чтобы отследить динамику школьной успешности каждого ученика в классе?
Слайд 7
Сущность процесса оценивания
Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с
латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении.
Слайд 8Вопросы для актуализации проблемы
1. Как обычно Вы оцениваете?
2. Обычно Вы оцениваете
и комментируете?
3. Если Вы делаете и то, и другое, Вы вначале комментируете или оцениваете?
4. Если Вы комментируете, обычно Вы начинаете с положительных моментов или с недоработанных моментов?
5. Обычно Вы комментируете то, над чем необходимо в дальнейшем поработать?
6. Позволяете ли Вы ученикам выразить свое мнение в порядке установления обратной связи?
7. Способствует ли установленная обратная связь размышлению учеников о своей работе?
Слайд 10Формативное оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика.
Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Слайд 12Целью формативного оценивания
является корректировка деятельности
учителя и учащихся в процессе обучения
на
основе промежуточных результатов,
полученных в процессе обучения.
Слайд 13Компонентами формативного оценивания являются:
Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
Активное участие
учащихся в процессе собственного учения.
Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Слайд 14Методика Lesson study
пришла к нам из Японии
В США эту методику
LS представил Макото Йошида
Слайд 15Lesson study берет начало в западной философии образования, в центре которого
находится ребенок
Распространение Lesson study в японских школах совпало с демократизацией Японии в 1910-х и 1960-х годах
С 1970-х гг. методика Lesson study стала считаться основной платформой для повышения квалификации учителей во всех японских школах
Слайд 16В ХХI веке методика Lesson study приобрела популярность на Западе после
того, как американские исследователи узнали, что:
Методика Lesson study помогла японским учителям углубить свои педагогические знания и расширить знания о предметных областях
Углубление знаний о предметных областях привело к высоким стандартам образовательных достижений японских школьников в сравнении с американскими (Stigler и Hiebert, 1999; TIMSS., 1999)
Слайд 17Методика Lesson study на сегодняшний день широко применяется в:
Сингапуре
Гонконге
Китае
Великобритании
Швеции
Канаде
Слайд 18Компонентами формативного оценивания являются:
Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
Активное участие
учащихся в процессе собственного учения.
Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Слайд 19Техники формативного оценивания
Мини-тесты
(небольшое количество заданий) призваны оценивать фактические знания, умения
и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала. На выполнение мини-теста отводится не более 5 мин. времени урока. Ученики выполняют мини-тест письменно.
Учитель собирает листочки с ответами и проверяет результаты. По итогам проверки обсуждает вопросы, вызвавшие наибольшую сложность. (В случае возникновения проблемы по одному из вопросов у всего класса, учитель должен объяснить эту подтему.)
Слайд 20Элективный (выборочный) тест
Учитель раздает каждому ученику карточки с буквами «A, Б,
B, Г», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Ученикам предоставляется 20 секунд на выбор ответа.
Затем учитель просит поднять карточки с буквами - правильными ответами. Ученики поднимают одновременно карточки. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. При необходимости вызывает к доске одного из учащихся.
Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.
При необходимости учитель обращает внимание на ошибки, допущенные при выполнении данного задания.
Слайд 21
Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся
в группе).
Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов.
Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах.
После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.
Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным.
Формативный тест
Слайд 22Речевые образцы (подсказки)
Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие
строить ответ.
Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д
Слайд 23Проверка ошибочности понимания
Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые
ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Слайд 24Светофор
У каждого ученика имеются карточки 2-х цветов светофора. Учитель просит учащихся
показывать сигналы карточками, обозначающие их понимание или непонимание материала.
По итогам опроса учитель просит учеников ответить на вопросы по пройденной теме. К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
-Что Вы поняли?
К учащимся, поднявшим красные карточки с вопросом: - Что Вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель должен принять решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении обучения.
Слайд 25Индекс карточки (для обобщения или для вопросов)
После прохождения раздела
или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.
Слайд 26Одноминутное эссе
Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью
предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.
Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
-Что самое главное ты узнал сегодня?
-Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:
Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.
Слайд 27Техника «Сигналы рукой»
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы
рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:
тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;
(3) слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»
Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.
Слайд 28Внутренний и внешний круг
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети
стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.
Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Слайд 31
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения
От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом
Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание
Формативное оценивание и преподавание неразделимы
Слайд 32Восточная мудрость гласит:
“Можно коня привести к воде. Но нельзя заставить
его пить”.
Активизация внутренних потребностей – задача современного учителя. Началом этой работы может служить изменение оценочной деятельности учителя, что приведет к долгожданному успеху каждого ученика в классе, ведь «дорогу осилит идущий».