Презентация, доклад на тему Семейное воспитание детей с НОДА

Содержание

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, возникающее в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе и проявляющееся в двигательных расстройствах, которые часто сочетаются с нарушениями речи, психики, тактильного, зрительного и слухового анализаторов.Этиология

Слайд 1
Семейное воспитание детей с НОДА



Семейное воспитание детей с НОДА

Слайд 2Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, возникающее в

результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе и проявляющееся в двигательных расстройствах, которые часто сочетаются с нарушениями речи, психики, тактильного, зрительного и слухового анализаторов.
Этиология ДЦП достаточно сложна. По данным многочисленных исследований определено более 400 факторов, воздействующих на центральную нервную систему плода. Особенно опасным считается их действие в первый триместр беременности – время интенсивного развития основ всех органов и систем. По данным ряда авторов – М. В. Ипполитовой, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, О. Г. Приходько, К. С. Семеновой, Л. М. Шипициной, М. Б. Эйдиновой, врожденные формы ДЦП составляют от 37 до 60 %, натальные – от 27 до 40 %, постнатальные – от 3 до 25 %. По мнению Л. О. Бадаляна, Л. Т. Журба, О. В. Тимониной, говоря о возможных причинах ДЦП, правильнее пользоваться термином «факторы риска», а не «этиологические факторы». Все же главное значение имеет определенный период развития плода и новорожденного.
Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, возникающее в результате недоразвития или повреждения мозга в

Слайд 3Пренатальные факторы(внутриутробное развитие): состояние здоровья матери (конституция, соматические, эндокринные, инфекционные заболевания –

краснуха, токсоплазмоз, вредные привычки, осложнения предыдущей беременности); отклонения в ходе беременности (токсикозы беременности, кровотечение в поздние сроки беременности, потребление эстрогенных гормонов, внутриматочные повреждения); нарушение развития плода (малая масса тела – 1500 г, неправильное предлежание, малый вес плаценты, беременность сроком менее 37 недель, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови – гемолитическая болезнь новорожденных, внутриутробная гипоксия, микроцефалия, физические травмы, ушибы, отягощенная наследственность); физические факторы (перегревание, переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах); некоторые лекарственные препараты; экологическое неблагополучие (загрязнение воздуха, воды и пищи отходами производства, нитратами, ядохимикатами, синтетическими добавками).

Пренатальные факторы(внутриутробное развитие): состояние здоровья матери (конституция, соматические, эндокринные, инфекционные заболевания – краснуха, токсоплазмоз, вредные привычки, осложнения предыдущей

Слайд 4Пренатальные факторы(внутриутробное развитие): состояние здоровья матери (конституция, соматические, эндокринные, инфекционные заболевания

– краснуха, токсоплазмоз, вредные привычки, осложнения предыдущей беременности); отклонения в ходе беременности (токсикозы беременности, кровотечение в поздние сроки беременности, потребление эстрогенных гормонов, внутриматочные повреждения); нарушение развития плода (малая масса тела – 1500 г, неправильное предлежание, малый вес плаценты, беременность сроком менее 37 недель, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови – гемолитическая болезнь новорожденных, внутриутробная гипоксия, микроцефалия, физические травмы, ушибы, отягощенная наследственность); физические факторы (перегревание, переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах); некоторые лекарственные препараты; экологическое неблагополучие (загрязнение воздуха, воды и пищи отходами производства, нитратами, ядохимикатами, синтетическими добавками).
Пренатальные факторы(внутриутробное развитие): состояние здоровья матери (конституция, соматические, эндокринные, инфекционные заболевания – краснуха, токсоплазмоз, вредные привычки, осложнения

Слайд 5

Перинатальные факторы: асфиксия в родах, родовые травмы.
Постнатальные факторы: травмы черепа и костей; инфекции

(менингит, энцефалит, абсцесс мозга); интоксикации (лекарственными веществами, антибиотиками (стрептомицин), свинцом, мышьяком и др.); кислородная недостаточность при удушении, утоплении; новообразования мозга (опухоли, кисты, гидроцефалия).
Значительное количество (до 30 %) случаев ДЦП связано с неизвестной этиологией (И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько 2001 г., Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук 2001 г.).

Перинатальные факторы: асфиксия в родах, родовые травмы.Постнатальные факторы: травмы черепа и костей; инфекции (менингит, энцефалит, абсцесс мозга); интоксикации (лекарственными

Слайд 6 Этапы развития родительских отношений к ребенку с ДЦП
Рождение ребенка с

ДЦП для родителей настоящая трагедия. В этой связи было важно исследовать семейные отношения и определить их влияние на развитие ребенка. Изучение данного вопроса показало, что специальных исследований проблемы семейного воспитания детей с ДЦП крайне мало. По данным И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько (2003 г.), И. А. Смирнова (2003 г.), родители детей с ДЦП проходят несколько этапов развития своего отношения к ребенку, как и при других нарушениях развития.

Этапы развития родительских отношений к ребенку с ДЦПРождение ребенка с ДЦП для родителей настоящая трагедия. В

Слайд 7
Первый этап – это неприятие факта рождения больного ребенка; второй –

стремление вылечить ребенка; третий – желание развивать его; четвертый – принятие таким, какой он есть. Естественно, не каждая семья, столкнувшаяся с данной проблемой, переживает все эти этапы. Все семьи разные по уровню образования, по уровню сознания, по уровню социального и материального положения.
Первый этап – неприятие факта рождения больного ребенка – обусловлен, с одной стороны, недостаточным опытом общения с грудными детьми. Увидеть отклонения в поведении новорожденного может только специалист, поэтому младенцы с церебральным параличом родителям кажутся вполне здоровыми. С другой стороны, в обществе бытует мнение о том, что дети с отклонениями в развитии рождаются либо у людей с асоциальным поведением, либо у людей с аналогичными врожденными заболеваниями.

Первый этап – это неприятие факта рождения больного ребенка; второй – стремление вылечить ребенка; третий – желание

Слайд 8

Второй этап – желание родителей вылечить ребенка, чтобы он стал здоровым, как

все. Они игнорируют мнение, что в некоторых случаях невозможно добиться полного выздоровления. Это значит, что реального ребенка родители все еще не принимают.
Третий этап – осознание родителями необходимости специального образования. Для многих родителей это проходит болезненно. Если ребенок психологически не принят своими родителями, то часто они не скрывают от него свои отрицательные эмоции. Иногда родители не верят в эффективность работы специального педагога, считая, что на самом деле ребенок и так развивается успешно. При этом родители часто усиливают давление на ребенка с тем, чтобы он оправдывал их надежды, а это никак не способствует раскрытию его потенциала
Второй этап – желание родителей вылечить ребенка, чтобы он стал здоровым, как все. Они игнорируют мнение, что в

Слайд 9

Четвертый этап – принятие ребенка таким, какой он есть, и готовность сотрудничать

с педагогами. В системе специального дошкольного образования редко бывает так, чтобы знакомство специальных педагогов с родителями состоялось уже на раннем этапе развития малыша, благоприятном для обеих сторон. Важным моментом является вера родителей в ребенка, в себя (как активного участника процесса развития и коррекции) и в педагога. Педагоги и родители должны приложить максимум усилий к взаимопониманию во имя будущего малыша (И. А. Смирнова, 2003 г.).
Четвертый этап – принятие ребенка таким, какой он есть, и готовность сотрудничать с педагогами. В системе специального дошкольного

Слайд 10
Задачи и условия семейного воспитания детей с ДЦП

Задачи семейного воспитания детей

с нарушением ОДА (опорно-двигательного аппарата) в своей основе являются общими задачами воспитания разносторонней гармоничной личности. По мнению одного из основоположников развития основ семейного воспитания в России П. Ф. Каптерева, они включают:
1) воспитание самодеятельной личности, вытекающее из всестороннего и, по возможности, гармонического развития ее духовных и телесных сил;
2) развитие личности как члена общественного целого;
3) развитие личности лицом к лицу с природой и при помощи природы;
4) воспитание личности в сознании ее связи со всемирным бытием и его первоисточником.

Задачи и условия семейного воспитания детей с ДЦПЗадачи семейного воспитания детей с нарушением ОДА (опорно-двигательного аппарата) в

Слайд 11Семейное воспитание ребенка с ДЦП в раннем возрасте
Физическое развитие является важной частью

общей системы воспитания и лечения детей с церебральным параличом. Психическое и эмоциональное развитие, а также успешная социализация зависят от способности к движению и познанию таким образом окружающего мира и себя. Вопросы физического воспитания детей с ДЦП рассмотрены в работах отечественных авторов: М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Р. Д. Бабенковой, В. А. Бубновой и др.
Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция двигательных нарушений. Большую роль в достижении данной цели играет семья. Включаясь в единую общую программу развития и коррекции, семья решает следующие задачи физического развития ребенка с церебральным параличом: создание условий для развития двигательной сферы (нормализация режима сна и питания, закаливание ребенка, соблюдение общего двигательного режима, организация сенсомоторной среды), способствование общему двигательному развитию и коррекции нарушенных функций.

Семейное воспитание ребенка с ДЦП в раннем возрастеФизическое развитие является важной частью общей системы воспитания и лечения детей

Слайд 12


Нормализация режима сна и питания. Большую роль в укреплении здоровья ребенка с

церебральным параличом играет соблюдение режима, нормализация жизненно важных моментов – питания и сна. Без этого организм ребенка оказывается не готов к физической нагрузке в процессе выполнения специальных упражнений по развитию движений.
Родителям следует постепенно приучать ребенка к определенному распорядку дня, начиная с раннего возраста. Для этого необходимо знать примерные нормы сна и целесообразные для детей разного возраста промежутки между приемами пищи.

Нормализация режима сна и питания. Большую роль в укреплении здоровья ребенка с церебральным параличом играет соблюдение режима, нормализация

Слайд 13Организация закаливания. Известно, что дети с церебральным параличом очень восприимчивы к простудным

и инфекционным заболеваниям, особенно верхних дыхательных путей. Низкая реактивность и адаптивность организма обусловлена поражением центральной нервной системы и малой двигательной активностью ребенка. Ребенок с ДЦП чутко реагирует на различные погодные изменения. Ухудшение психофизического состояния (плаксивость, беспокойство, усиление непроизвольных движений, снижение аппетита, вялость, сонливость) ослабляет эффективность коррекционно-развивающей работы и отрицательно влияет на развитие ребенка в целом (Е. М. Мастюкова, 1991 г.).
Закаливание организма ребенка с ДЦП является необходимым средством укрепления здоровья.


Организация закаливания. Известно, что дети с церебральным параличом очень восприимчивы к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно верхних дыхательных

Слайд 14Соблюдение общего двигательного режима является необходимой составляющей всего физического развития детей с

ДЦП. Родителям необходимо помнить о правильном положении ребенка во время кормления, одевания, купания и игры. Смена поз, которые подбираются в соответствии с его физическими особенностями, должна происходить примерно через 20 минут. По мере развития двигательных возможностей ребенка эти позы меняются. Недопустимо длительное пребывание малыша в положении сидя с согнутыми ногами, особенно если он плохо держит голову. Это может привести к формированию стойкой патологической позы и способствовать развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов.

Соблюдение общего двигательного режима является необходимой составляющей всего физического развития детей с ДЦП. Родителям необходимо помнить о правильном

Слайд 15Одной из основных задач семейного воспитания детей с ДЦП является развитие двигательных

функций ребенка и коррекция их нарушений. Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. Моторное развитие при ДЦП не просто отстает (т. е. не соответствует возрастным нормам), но и качественно нарушено на всех этапах овладения двигательными функциями. Родителям необходимо знать последовательность развития основных двигательных навыков: удержание головы и развитие ее движений; выпрямление верхних конечностей и развитие опороспособности рук (опора на предплечья и кисти); развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и обратно); развитие функции сидения и самостоятельного присаживания; развитие ползания на животе и четвереньках; развитие вставания на колени, затем на ноги; развитие самостоятельной ходьбы.

Одной из основных задач семейного воспитания детей с ДЦП является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Особое

Слайд 16Развитие общих движений необходимо проводить постепенно. Вначале (ребенок пассивен) взрослый берет руки

ребенка и ставит их в нужное положение или осуществляет ими какое-либо движение до тех пор, пока не почувствует активность со стороны ребенка, затем (ребенок пассивно-активен) частично помогает ребенку, когда это нужно, затем, продолжая стимуляцию движения, добивается самостоятельного выполнения его ребенком. Используя имеющиеся двигательные возможности как базовые, необходимо создавать или стимулировать более сложные движения.

Развитие общих движений необходимо проводить постепенно. Вначале (ребенок пассивен) взрослый берет руки ребенка и ставит их в нужное

Слайд 17
Дети с нарушениями ОДА часто являются объектом насмешек сверстников, что может

причинять им душевную боль и нанести глубокую психологическую травму. Чаще всего эти дети стеснительны, не уверены в себе и боятся проявлять инициативу в общении со сверстниками. Поэтому, от родителей требуется предельное внимательное отношение к душевному состоянию ребенка, всесторонняя помощь в решении его проблем и психологическая поддержка в трудных ситуациях. Ребенок-инвалид не должен чувствовать дефицит общения и любви, поэтому родители обязательно должны способствовать общению своего ребенка со сверстниками и сами давать ему как можно больше внимания и заботы. Также, большое внимание нужно уделить развитию талантов и способностей такого ребенка, ведь это поможет ему в будущем найти любимое дело, в котором он сможет самореализоваться, почувствовать себя самостоятельным и нужным другим людям.
Дети с нарушениями ОДА часто являются объектом насмешек сверстников, что может причинять им душевную боль и нанести

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть