Слайд 1Рождество Христово
Учитель истории и обществознания МБОУ Каменская СОШ Калайчиди Татьяна Савельевна
Слайд 2Рождество Христово – считается одним из главных праздников христиан, вторым после
Пасхи. В этот день верующие празднуют важнейшее событие – рождение Сына Божьего Иисуса Христа, пришедшего на землю, чтобы дать спасение нашим душам. В дни праздника православные церкви украшаются еловыми ветками. Вечером, а во многих храмах ночью совершается Рождественская всенощная. В день праздника торжественно служится Божественная литургия, по окончании которой духовенством вместе с народом поются тропарь и кондак праздника.
Слайд 3На Руси Рождество стало отмечаться после введения христианства в X в.
Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - Коляду. Многие святочные обряды и обычаи сохранились в рождественском празднестве.
Слайд 4Перед рождением Мессии Римский император Август, в чьей власти находилась тогда
покоренная Иудея, дал повеление произвести на территории своей обширной империи всенародную перепись, согласно которому, все подданные должны были записаться каждый в своем родовом городе. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, городом которого был Вифлеем, находящийся в земле Иудовой, то и отправились они на свою родину. Путешествие это было нелегким, так как Пресвятая Дева носила во чреве Своем Сына Божия
Слайд 5Безлетный младенец, повитый пеленами, положен был в ясли, т. е. в
кормушку для скота, прикрытые душистым сеном, но Божественная слава Богомладенца не утаилась ни в ночном мраке, ни в вертепе и яслях, в этих первых образах Его смирения и уничижения. О рождении Спасителя было возвещено и простым и мудрым, - Вифлеемским пастухам и восточным мудрецам. На поле, близ вертепа, в котором родился Спаситель, пасли свои стада Вифлеемские пастухи. Им явился Ангел, возвестивший им: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10-)
Безлетный младенец, повитый пеленами, положен был в ясли, т. е. в кормушку для скота, прикрытые душистым сеном, но Божественная слава Богомладенца не утаилась ни в ночном мраке, ни в вертепе и яслях, в этих первых образах Его смирения и уничижения. О рождении Спасителя было возвещено и простым и мудрым, - Вифлеемским пастухам и восточным мудрецам. На поле, близ вертепа, в котором родился Спаситель, пасли свои стада Вифлеемские пастухи. Им явился Ангел, возвестивший им: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10-)
Слайд 6Обрадованные этой вестью, пастыри поспешили к заветному вертепу, где и нашли
лежащего в яслях Младенца-Господа и, склонившихся над Ним, Приснодеву Марию и праведного Иосифа. Воздав Спасителю должное поклонение, они возвестили Марии и Иосифу все, что видели и слышали.
«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва
Слайд 7Проделав многодневное и небезопасное путешествие, мудрецы эти поднесли Богомладенцу свои дары
– золото, ладан и смирну.
Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов».
Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов».
Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов».
Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»
Слайд 8Рождество в России
День, предшествующий Рождеству, называют Сочельником или Сочевником. Сочельник происходит
от слова "сочиво", что означает буквально - "растительное масло". Сочивом называли и кашу с растительным маслом и овощами. Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос.
Слайд 9Сочельник было принято ознаменовывать добрыми делами: помогать страждущим и убогим, раздавать
милостыню. С утра, в Сочельник, в избах мыли потолки и стены, скоблили пол, натирали его можжевельником. Затем парились в жаркой бане. Стол и лавки устилали соломой или сеном, что символизировало приобщение к месту и времени рождения Спасителя.
Работать в Сочельник не полагалось. В Сочельник на стол, покрытый соломой и поверх нее скатертью, ставили кутью и свечку. Когда в Навечерие Рождества на небе появлялась первая звезда, можно было приступать к традиционной трапезе. Перед ее началом у образов в избе зажигалась лампада, у икон ставились зажженные свечи, домочадцы во главе с хозяином дома читали молитвы
Слайд 10На Рождество стол украшался особым образом: под скатерть клали пучок сена
или соломы, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. Под столом ставили какой-нибудь железный предмет, и все, кто сидел за столом, по очереди ставили ноги на этот предмет. Есть примета, что так можно сохранить своё здоровье в течение всего года – ведь железо считается символом прочности. Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом. Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое, медовые пряники, сбитень и, конечно, жареный гусь.
Слайд 11За праздничным столом все поздравляли друг друга, а потом начинали дарить
подарки. Эта традиция, которая ежегодно напоминает людям о тех подарках, которые были принесены волхвами Марии, в день, когда она родила непросто человека, а сына господнего - Иисуса Христа
Слайд 12 Рождественская ночь - это общий праздник, сопровождающийся гуляньем. Сохранилась традиция
хождения по домам с песнями, припевками. Но содержание песен стало христианским. Появляется новое слово – «христославы» - славящие Христа. Дети ходят со звездой, сделанной своими руками из подручного материала. Эта звезда также напоминает о Вифлеемской звезде. Кроме христославления, описывается обряд посевания , или посыпания Повествования об этом обряде почти полностью идентичны описанию обряда христославления, различие наблюдается лишь в словесной части обряда (при христославлении дети поют «Рождество Христово», а при посевании произносят благопожелательные формулы колядовщиков).
Слайд 13Во время Святок (от Рождества до Крещения, от 7 до 19
января) у всех, и у детей, и у взрослых, были рождественские каникулы.
Слайд 14Ель – символ Рождества
Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по
желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.
Слайд 15На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла
самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…
Слайд 16 В конце сороковых годов XIX века в
Петербурге уже повсеместно ставятся ёлки.
Слайд 17В Советском Союзе, где были отменены выходные в религиозные праздники, большинство
рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового года. Вновь день Рождества Христова стал выходным в 1991 году. В последние годы православное Рождество в России отмечается достаточно широко, и смысл этого праздника понимает всё больше людей. В этот день люди радуются, вспоминая рождение Христа – снисхождение и единение Бога с человеком. Это праздник любви и доброты.
Слайд 19Список источников
1.Калесникова В. Праздники Руси православной. – М., 1998.
2. Коринфский А.А.
Народная Русь. Изд. Репринт. – М., 1995.
3. Обрядовая поэзия / Изд. подгот. В.И.Жекулина, А.Н.Розов. – М., 1989.
4. Энциклопедия российских праздников. – СПб., 1997.
5. Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»
7. Андрей Рублев «Рождество Христово» (икона)