Слайд 1Рем И.Д. заместитель директора по УВР
МКОУ Черемшанская СОШ
имени Сергея Павлова
2012
г.
Роль
внутришкольного контроля
в отслеживании результатов обучения
Слайд 2ВШК включает систематическое изучение:
жизнедеятельности школы
учебно-воспитательного процесса
труда учителя
Слайд 3Цель внутришкольного контроля
достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в
школе требованиям государственного стандарта образования;
дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая, индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.
Слайд 4Задачи внутришкольного контроля
периодическая проверка выполнения требований государственных стандартов по различным предметам;
формирование
у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями, навыками;
систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;
поэтапный контроль за процессом усвоения знаний учащимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний;
оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствовании ими своего педагогического мастерства;
изучение опыта работы учителей;
постоянная проверка выполнения всех планов работы школы и принимаемых управленческих решений;
обеспечение связи урочной и внеурочной деятельности школы;
диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества;
выработка наиболее эффективных технологий преподавания предметов;
повышение ответственности учителей, осуществление внедрения новых методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов.
совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.
Слайд 5
Функции внутришкольного контроля
Функция обратной связи.
Диагностическая функция.
Стимулирующая функция.
Слайд 6Принципы внутришкольного контроля
1.Принцип стратегической направленности
контроля.
2.Принцип соответствия
делу.
3.Принцип нормативов.
4.Принцип контроля по критическим точкам.
5.Принцип существенных отклонений.
6.Принцип действия.
7.Принцип своевременности контроля.
8.Принцип простоты контроля.
9.Принцип экономичности контроля.
Слайд 7Структура внутришкольного контроля
Слайд 8Новые виды контрольных действий
Для контроля за образовательной подсистемой:
разработка стандартов контроля: модели
выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.;
организация исполнения решения (коррекционной работы);
проверка исполнения решения;
Слайд 9Новые виды контрольных действий
Для контроля за работой с кадрами:
разработка стандартов контроля:
требований к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;
аттестация работников школы;
диагностика состояния работников школы;
оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья учителей разработанным стандартам контроля;
принятие решений о направлениях работы: методической, психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами;
организация коррекционной работы;
проверка ее исполнения;
Слайд 10Новые виды контрольных действий
Для контроля за работой с контингентом учащихся:
диагностика учебных
возможностей учащихся;
аттестация учащихся;
диагностика психофизиологического состояния детей;
диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;
ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у школьников;
диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке;
принятие решений о направления работы, корректирующих состояние работы с контингентом учащихся;
организация коррекционной работы;
проверка ее результативности;
Слайд 11Новые виды контрольных действий
Для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в
школе:
осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;
осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешними по отношению к школе фондами развития образования;
для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования:
оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля;
разработка стандартов контроля: графиков занятости помещений школы; требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса;
принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в школе;
организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения;
Слайд 12Новые виды контрольных действий
Для контроля за внешними связями школы:
оценка степени соответствия
имеющихся внешних связей и стандартов контроля;
принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних связей школы;
Слайд 13Новые виды контрольных действий
Для контроля за отношениями с инстанциями, осуществляющими внешний
контроль за работой школы:
формулирование стандартов контроля, основанных на положениях Закона РБ "Об образовании", директивных и нормативных актах, регламентирующих внешний контроль за школами; внутришкольных нормативных актах, согласованных с органами управления образованием, устанавливающих границы полномочий внешних инстанций в контроле за теми образовательными процессами, которые финансируются не из государственного и территориального бюджетов, и др.;
оценка степени соответствия состояния отношений школы с инстанциями, осуществляющими внешний контроль ее работы.
Слайд 14Новые виды контрольных действий
За работой с кадрами:
внутришкольные фонды развития, обеспечивающие соответствие
между размером личного вклада каждого работника школы в решение проблем школы и размером доплат к их заработной плате;
органы школьного самоуправления, обеспечивающие соответствие между поведенческими аспектами профессиональной деятельности работников школы и нормами школьной культуры, отраженными в Уставе школы и других внутришкольных нормативных актах;
функциональные службы школы, обеспечивающие соответствие соматического, психического и нравственного здоровья работников школы требованиям валеологического подхода.
Слайд 15Базисный блок ВШК
Руководители школ должны стремиться к преемственности в
научном и методическом росте всего педагогического коллектива, новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива.
Слайд 16Содержание внутришкольного контроля
Слайд 17Виды контроля
тематический и фронтальный
Слайд 18Формы контроля
персональный
классно-обобщающий
предметно-обобщающий
тематически-обобщающий
комплексно-обобщающий
Слайд 19Методы контроля
наблюдение
беседы
устный и письменный контроль
анкетирование
изучение передового педагогического опыта
диагностические методы
опрос
интервьюирование
Слайд 20Учебно-педагогическая документации школы
алфавитная книга записи учащихся
личные дела учащихся
классные
журналы
журналы факультативных занятий
журналы групп продленного дня
книги учета выдачи аттестатов об образовании
книга учета выдачи золотых и серебряных медалей
книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета
книга приказов по школе
книга учета педагогических работников
журнал учета пропусков и замещения уроков
Слайд 21Объекты внутришкольного контроля
Учебный процесс:
выполнение учебных программ;
уровень знаний и навыков учащихся;
продуктивность работы
учителя;
индивидуальная работа с одаренными детьми;
качество внеурочной предметной деятельности;
навыки методов самостоятельного познания у учащихся.
Слайд 22Объекты внутришкольного контроля
Воспитательный процесс:
уровень воспитанности учащихся;
уровень общественной активности учащихся;
качество работы классных
руководителей;
участие родителей в воспитательном процессе;
качество общешкольных традиционных мероприятий;
уровень здоровья и физической подготовки учащихся;
качество профилактической работы с педагогически запущенными детьми.
Слайд 23Объекты внутришкольного контроля
Методическая работа:
научно-методический уровень каждого учителя;
методический уровень каждого классного руководителя;
механизм
распространения педагогического опыта;
повышение квалификации педагогов.
Слайд 24Объекты внутришкольного контроля
Научная и экспериментальная деятельность:
соответствие этой деятельности концепции развития школы;
степень
научной обоснованности нововведений;
результативность нововведений;
уровень научной образованности педагогов;
научно-исследовательская деятельности учащихся.
Слайд 25Объекты внутришкольного контроля
Психологическое состояние учащихся и учителей:
степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся,
учителей;
психологическая подготовленность коллектива к введению новой структуры.
Слайд 26Объекты внутришкольного контроля
Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями:
охрана труда;
санитарно-гигиеническое состояние;
обеспеченность учебной и
методической литературой;
обеспеченность учебно-техническим оборудованием.
Слайд 27
Нормативно-правовое обеспечение внутришкольного контроля:
-Положение о ВШК в образовательном учреждении;
-Приказ директора о
начале и окончании того или иного мероприятия ВШК;
-Утвержденный план контроля;
-Документ по итогам проверки.
Слайд 28
Нормативно-правовое обеспечение внутришкольного контроля:
Директор образовательного учреждения по результатам внутришкольного контроля принимает
следующие решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля с привлечением специалистов (экспертов);
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
о поощрении работников;
Слайд 29Контроль деятельности учителя
Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного
(внутриучрежденческого) контроля в случае:
планового изучения результатов текущей, промежуточной аттестации обучающихся;
необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательного учреждения;
подготовки к аттестации образовательного учреждения;
подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);
подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;
обращения родителей обучающихся.
Слайд 30Контроль деятельности учителя
Примерные темы контроля:
Состояние преподавания учебного предмета.
Выполнение образовательных программ: выполнение
тематического планирования (теоретическая и практическая части образовательных программ) по классным журналам; система домашних заданий (тренировочные упражнения, домашние творческие и индивидуальные работы, их объем).
Работа по исполнению законодательства о защите прав детства.
Ведение педагогическими работниками установленной школьной документации.
Подготовка к экзаменам в выпускных классах.
Организация работы педагогов над типичными ошибками обучающихся и ликвидации пробелов в освоении учебного материала.
Состояние работы в группах продленного дня.
Состояние работы педагогов с детьми, обучающимися на дому (по болезни).
Результаты деятельности педагогов по соблюдению охраны труда и созданию безопасных условий при организации учебных занятий.
Организация образовательной деятельности молодого (вновь назначенного) педагога.
Результаты инновационной или экспериментальной работы педагогического работника.
Совместная деятельность педагогических работников в классе, классного руководителя, родителей и обучающихся по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Состояние работы педагогических работников по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся (осознанное отношение к учебной деятельности, пропуск учебных занятий и т.п.).
Слайд 31Диагностика педколлектива
Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел
в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации.
Слайд 32Требования к проведению ВШК
1.План ВШК должен полностью соответствовать годовому плану
работы ОУ.
2.План ВШК должен своевременно выполняться.
3.О назначении новых сроков проведения проверки должен быть издан соответствующий приказ.
4.Необходимо пользоваться той методикой, которая наиболее полно раскрывает содержание тематики проверки.
5.Выводы и предложения по совершенствованию работы проверяемого должны соответствовать теме проверки
6.Между тем в итоговом документе по проверке предложения должны быть сформулированы конкретно
7.Использовать возможности повторного контроля
8.ВШК - один из видов кропотливой методической работы с педагогическим работником по совершенствованию его деятельности
9.Результаты проведения ВШК должны быть оформлены в виде:
- итоговой справки;
- приказа директора;
-текста выступления на педсовете, МО
Слайд 33Демократичность контроля
Высокая компетентность школьного руководства.
Общественный характер контроля.
Гласность и объективность контроля.
Наличие органической
взаимосвязи контроля с анализом.
Слайд 34Недостатки в организации ВШК
Далеко не всегда контроль нацеливается на конечный результат.
В
организации внутришкольного контроля не просматривается системы.
Недостаточно продуманное планирование внутришкольного контроля (не все направления взяты на контроль или проверяются бессистемно).
Отдельные руководители излишне регламентируют деятельность учителей.
Недостаточно изучается уровень знаний, умений и навыков, не анализируются результаты, которые фиксируются как набор отметок, не устанавливаются причины пробелов в знаниях учащихся.
Отсутствует анализ, нет выводов.
Слайд 35Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
Мобилизационный этап.
Экспериментальный этап.
Итоговый уточняющий этап.
Этап прогнозирования.
Слайд 36Эффективность контроля - это, прежде всего, повышение качества учебно-воспитательной работы учителя
и качества знаний, умений и навыков учащихся.
Контроль за уроком - не самоцель, а педагогическая необходимость.
В течение учебного года заместитель директора обязан посетить 180-200 уроков.
Слайд 37Десять правил критики
Критиковать учителя на совещаниях только в исключительных случаях, когда
испробованы все другие меры индивидуального воздействия;
Критика обязательно должна быть корректной, не ущемляющей достоинство личности;
Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой;
Критиковать можно в том случае, если у вас есть эмоциональный контакт с данным учителем, если он доверяет вашей компетенции, доброжелательности, порядочности.
Надо больше всего опасаться перебора в критике;
Уместно говорить лишь о тех недостатках и промахах человека, которые ты видел собственными глазами;
Критикуя учителя, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, работающими лучше.
Готовясь к публичной критике, важно позаботиться о мобилизации единомышленников и союзников;
Критика должна вестись с позиции интересов дела;
Подвергаться критике должны все учителя, если они имеют одинаковые недостатки.
Слайд 38Планирование и осуществление внутришкольного контроля
Исходными данными для планирования мероприятий внутришкольного контроля
являются:
период планирования;
количество классов учреждения образования;
количество учащихся в каждом классе;
требуемые сроки начала проведения мероприятий;
продолжительность выполнения мероприятий;
допустимый диапазон отклонения сроков фактического начала мероприятий от требуемого;
запрещенные периоды проведения мероприятий;
периодичность проведения мероприятий;
допустимый перерыв между мероприятиями для предотвращения перегрузки.
Слайд 39Структура реализации внутришкольного контроля
обоснование проверки;
формулирование цели;
разработку алгоритма, структурной схемы предстоящей
проверки;
сбор и обработкам информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме;
оформление основных выводов по результатам проверки: раскрываются основные причины недостатков (успехов), определяются рекомендации, принимается управленческое решение (перестановка кадров, обобщение опыта), определяются сроки последующего контроля;
обсуждаются итоги проверки на необходимом уровне (педсовете, заседании кафедры, методическом совете, собрании учащихся и родителей).
При планировании внутришкольного контроля используются его многообразные виды и формы. Рассмотрим это многообразие на следующей таблице.
Слайд 40Виды внутришкольного контроля
Классно-обобщающий
Психологический микроклимат в классе.
Координация педагогов по работе с
классом.
Уровень знаний и воспитанности учащихся класса.
Качество и методы преподавания в классе.
Связь урочной и внеурочной работы в классе.
Качество работы классного руководителя, воспитательная система класса.
Выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей.
Слайд 41Виды внутришкольного контроля
Фронтальный
Состояние преподавания отдельных предметов во всех или в
части классов.
Состояние работ классных руководителей во всех классах или в параллели.
Персональное фронтальное изучение системы работы педагогов, готовящихся к аттестации.
Слайд 42Виды внутришкольного контроля
Тематический
Работа всего коллектива над какой-либо проблемой.
Уровень знаний и
умений учащихся по какой-либо теме предмета.
Состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении
Слайд 43Виды внутришкольного контроля
Продуктивный
Уровень выполнения стандартов образования
Профессиональный рост педагогов.
Уровень работы школы
по результатам ЦТ.
Продуктивность преподавательской деятельности (методический уровень, уровень знаний предмета преподавания)
Слайд 44Виды внутришкольного контроля
Обзорный
Состояние школьной документации.
Состояние трудовой дисциплины учителей.
Состояние посещаемости учащихся.
Слайд 45Заключение
Внутришкольный административный контроль - ведущая функция управления.
Говоря о ВШК, следует различать:
1)
управление контролем и контроль управления;
2) процесс контроля и контроль педагогического процесса;
3) результаты контроля и контроль результатов.
ВШК – это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности школы внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности школы.
Слайд 46Выводы:
Ответственность образовательных учреждений, установленная Законом РФ "Об образовании", определяет необходимость осуществления
внутреннего контроля за деятельностью ОУ со стороны его руководителя.
Результативность контрольно-инспекционной деятельности в школе повысится, если в основе ее организации будет личностно-правовой подход, базирующийся на обеспечении и уважении всех прав и свобод участников образовательного процесса в рамках установленных норм.
ВШК сможет реализовать свое назначение, если он строится на научно-обоснованной модели функционирования.
Развитию демократических принципов управления будет способствовать привлечение органов школьного самоуправления к разработке локальной правовой базы управления школой и контролю над их соблюдением.
Эффективность контроля, способствующего максимальному использованию потенциала каждого работника и коллектива школы, повысится, если в основе его сущности лежит идея объективной оценки и оказания профессиональной помощи каждому работнику.
Слайд 47Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения. Э. Борн
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!