Слайд 1Роль семьи в духовно-нравственном
воспитании ребенка
Слайд 2«В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда,
и душа, и мысли…»
А.П.Чехов
Слайд 3 Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно-
нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании
главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности.
Слайд 4Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая
пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм. Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
Слайд 5Семья является источником и основой развития народа. Семью по праву называют
первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания, где особую роль играют все члены семьи: отец, мать, старшие братья, сестры, дедушка и бабушка.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям.
Слайд 6Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является
разрушение
традиционных устоев семьи ;
Разрушены нравственные представления о браке и семье;
утрачен традиционный уклад семейной жизни;
Слайд 7нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
традиционные отношения послушания, почитания, уважения
старших вытеснены из современной жизни;
Утрачено традиционное восприятие родительства и детства
Слайд 8 Дети – не случайное приобретение, а как дар Божий,
который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.
Слайд 9 В воспитании детей семья не может быть заменена никаким
другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".
Слайд 10 Добрая семья дарит человеку "два священных первообраза, в
живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение" .
И.А.Ильин
Слайд 11 Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1. обычаи (установившиеся,
привычные формы поведения),
2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),
3. отношения: сердечные чувствования и настроения,
4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,
5. распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде
Слайд 12Основные правила нравственного воспитания
Не делайте того, чего не желаете себе
Творите для
других добро, если для этого у вас есть возможность.
Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество.
Слайд 13Методы нравственного воспитания
Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек
не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги»,
делает человека
безнравственным
потребителем.
Слайд 14Разъяснение.
Воздействие словом.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то,
что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
Слайд 15Порицание. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень
важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
Очень важным методом в воспитании является запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять.
Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Слайд 16«Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по
жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.»
Конфуций.