Слайд 1РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
Презентацию подготовила:
Федосеенко
Нина Александровна
учитель-логопед
МБОУ "Симеизская СШ"
Слайд 2Причины заикания:
Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических
поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.
Слайд 3В редких случаях заикание может быть вызвано органическими
поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.
Слайд 4Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для
них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов. В дальнейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.
Слайд 5
У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения (если учесть, что
заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).
Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться.
Слайд 6
Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда
у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.
Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.
Заикание может возникнуть и в результате подражания.
Слайд 7
Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не
при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.
Комплексный метод преодоления заикания: Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.
Слайд 8Комплексное воздействие на заикающегося складывается из следующих направлений:
1. Медицинское
воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребенка и создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной логопедической работы.
Слайд 9
2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы),
которое состоит в том, что ребенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания; фиксируют его внимание на успехах в этом направлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей или родителей.
Слайд 10
3. Логопедическое воздействие, осуществляемое на протяжении длительного (8—9 мес.), регулярного,
систематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не вызывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных условиях.
Слайд 11
4. Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и
игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию движений, умение управлять собой, включаться в деятельность по сигналу, воспитывают чувство ритма. Они призваны также снимать общую скованность, напряжение. Большое внимание при этом уделяется развитию внимания у детей.
Слайд 12
5. Воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения
со средой и на его эмоционально-волевую сферу. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели, родители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание 'избавиться от него; постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе занятий и убеждение, что в конце концов успех будет полным.
Слайд 13
Большое значение для успешного преодоления заикания имеет также речь окружающих (всего
персонала детского учреждения и близких в семье ребенка). Дети должны слышать только негромкую, спокойную, неторопливую речь. Тогда они начинают подражать этой манере говорить.
Отношение к детям должно быть ровным, ласковым, без порицаний.
Малейшие успехи должны тут же поощряться. Важную роль играют также правильное соблюдение общего и речевого режима, рациональное питание, обязательный дневной сон, продолжительные прогулки на воздухе, закаливание.
Слайд 14
Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому родители часто не могут
организовать их дневной сон. Следует помнить, что продолжительный сон— 10—11 ч. ночью и не менее 2 ч. днем для заикающихся дошкольников должен быть обязательным, так как он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы на занятиях.
Слайд 15
На занятиях под руководством логопеда дети говорят без
пауз и запинок. Необходимо, чтобы в остальное время эти навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому воспитатели и родители должны следить за речью детей. Они должны стараться ограничивать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребенок (вне занятий) начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу.
Слайд 16
Особенно ответственным и сложным является проведение в первый
месяц занятий «режима молчания» в детском саду и дома. Это общепринятое название является условным, так как по существу полного молчания вне занятий от любознательных, подвижных, эмоциональных детей добиться не удается. Но стремиться к этому необходимо. Речь детей вне логопедических занятий допускается в самых крайних случаях, и то шепотная.
Слайд 17
Такое ограничение речи необходимо прежде всего для того,
чтобы «погасить» патологический рефлекс на заикание. Кроме того, молчание детей, если его правильно организовать, успокаивает их нервную систему, дает возможность отдохнуть после напряженных речевых занятий.
И наконец, поскольку дети на логопедических занятиях всегда говорят без запинок, а в процессе «режима молчания» речевой акт не совершается, у них вырабатывается стойкий рефлекс на нормальную речь.
Слайд 18
Молчание детей должно достигаться не запретом, а педагогическими уловками, находками, изобретательностью
воспитателей и родителей.
Нельзя допускать, чтобы при ребенке говорили о его заикании, демонстрировали его дефект другим лицам.
Своим личным примером воспитатели и родители должны приучать ребенка говорить не торопясь, негромко, выразительно.
Дома для ребенка необходимо создать спокойную обстановку. На протяжении года не следует принимать в присутствии ребенка гостей и его водить в гости. Это возбуждает малыша, провоцирует его плохую речь.
Слайд 19
После устранения заикания хорошо увезти ребенка на несколько месяцев
из города в какое-нибудь тихое место. Большую часть времени он должен проводить с кем-то одним из взрослых, наиболее спокойным, ласковым, выдержанным. Лучше, чтобы в это время ребенок дружил с одним товарищем, уравновешенным по характеру, желательно младшим по возрасту. Не следует перегревать ребенка на солнце, допускать перевозбуждения в играх.
Соблюдение этих условий закрепит полученные навыки нормальной речи и не даст возможности возникнуть рецидиву при каких-либо неблагоприятных условиях.