Слайд 1"Роль педагога в развитии
мотивационно-потребностной сферы обучающихся"
Педагог-психолог МАОУ СОШ№48
Насырова И.А.
Слайд 2«Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка
еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок».
Слайд 3Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности.
Слайд 4Мотив - это то, что побуждает деятельность (является формой проявления потребности).
Мотивация
- процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Слайд 5Классификация мотивов по Т. А. Ильиной
Мотивы, непосредственно побуждающие:
1. зависят от личности и
деятельности учителя, отобранного материала, методов.
2. опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.
Слайд 6Классификация мотивов по Т. А. Ильиной
Мотивы, перспективно побуждающие:
1. связаны с предметной
целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.
2. это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.
3. мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.
4.опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.
Слайд 7Классификация мотивов по Т. А. Ильиной
Мотивы интеллектуального побуждения:
1. интерес к процессу
умственной деятельности;
2. стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы;
3. пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.
Слайд 8Второй вариант классификации мотивов учения по Т. А.Ильиной
Тенденция к достижению успеха:
1.
Ученики ставят позитивные цели;
2. Активно ищут средства;
3. Испытывают положительные эмоции.
Тенденции к избеганию неудач:
1. Ученики неуверенны , боятся критик;
2. Боятся работы, где возможна неудача;
3. С работой связанны отрицательные эмоции.
Слайд 9Вариант классификации мотивов по А.К.Марковой
Слайд 11Выводы по мотивам деятельности ученика
1. Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть
и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).
2. Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.
3. Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована.
Слайд 12Вариант классификации мотивов по Е. П.Ильину
Слайд 13Вариант классификации мотивов по Е. П.Ильину
Слайд 14Последовательность появления потребностей
в онтогенезе – снизу вверх (по А. Маслоу):
Слайд 16Способы мотивации по Д. Г. Левитесу
Слайд 17«Скука однажды родилась из однообразия» (Ла Мотт Удар)
Слайд 18Различные стили деятельности учителя формируют различные мотивы у школьников:
1. авторитарный стиль
формирует внешнюю мотивацию учения, мотив «избегания неудачи»; задерживает формирование внутренней мотивации;
2. демократический стиль способствует внутренней мотивации;
3. либеральный стиль (попустительский) снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
Слайд 19 Учитель для одаренного ребенка:
учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета
и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
(Бенджамин Блум психолог методов обучения)
Слайд 20
Запишите 16 ассоциаций к словосочетанию
«Моя работа с одаренными детьми»
Слайд 21Упражнение «Китайская рулетка»
Участникам предлагается закончить предложения
Если бы я был деревом, то
хотел бы быть…. То не хотел бы быть…
Если бы я был одеждой, то хотел бы быть, то не хотел бы быть…
Если бы я был животным, то хотел бы быть…, то не хотел бы быть…
Если бы я был киногероем, то хотел бы быть… то не хотел бы быть…
Слайд 22Упражнение называется "Список 100"
Участникам по кругу предлагается дополнить фразу
«Я
горжусь собой за то…»
Слайд 23Рисование самого себя
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
Слайд 25
Важно помнить, что
«Если человек шагает в строю под бой барабанов
не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…»
“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”