Слайд 1«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у
детей младшего дошкольного возраста».
выполнил: учитель-логопед
МБДОУ д/с №20 «Сказка»
Некрасова Е.В.
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного
речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей
Слайд 4ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
. Освоение
ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения.
У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению.
Три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень).
Сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).
Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде.
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Первый период –период предложений, состоящих из
аморфных слов-корней (от 1г.3 мес. до 1 г. 10 мес.).
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения ( от 1 г. 10 мес. до 3 лет).
Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет)
Слайд 6ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
К трем годам при нормальном
развитии ребенок осваивает все основные грамматические категории языка разговорной речи.
Для речи 3-х – 4-х летних детей характерна фразовая речь, состоящая из коротких простых предложений.
Речь младшего дошкольника ситуативна, она вызывается впечатлениями от непосредственного воспринимаемого, её понимание опирается не только на языковые средства, но и на ситуацию.
Ребенок уже к трем годам научается склонять и спрягать слова, изменять их по падежам и числам, образовывать формы повелительного и изъявительного наклонений глаголов, изменять их по временам и лицам, согласовывать слова в роде, числе, падеже.
В четыре года у детей ярко проявляется процесс опробования способов словоизменения, своеобразного экспериментирования с формой
Уже на третьем году жизни начинается освоение способов словообразования.
Слайд 7ЦЕЛИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Развитие врожденного дара слова.
Сознательное
овладение сокровищами родного языка.
Усвоение грамматических законов в их логической системе.
Слайд 8ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССМАТРИВАЮТ
В ТРЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования
Слайд 9НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-ГО ЖИЗНИ
Предупреждение появления у детей грамматических ошибок;
Эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей;
Содействие грамматической правильности речи окружающих взрослых;
Совершенствование синтаксической стороны речи.
Слайд 10ЧТО ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
А)Общие психофизические закономерности
развития, т.е. состояние нервных процессов, развитие внимания, памяти, мышления;
Б) Запас знаний, словаря, состояние фонематического слуха и речедвигательного аппарата
В) Состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых.
Слайд 11УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ
Необходимо стремиться овладевать культурой общения, демократическим стилем
общения, обеспечивать субъектное общение с детьми;
Мы как педагоги должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению через самообразование, самовоспитание.
Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей, в качестве консультаций, практических советов и просто в общении с ними.
Следует шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного языка.
Слайд 12
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря
динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Слайд 13 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ МОГУТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Согласование прилагательных
и местоимений с существительными особенно среднего рода и неизменяемыми (н-р, мой кофе, красивое пальто);
Образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении;
Образование форм существительных множественного числа в родительном и винительном падежах;
Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением;
Словообразование существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды.
Образование глаголов при помощи приставок и от звукоподражательных слов.
Слайд 14ВЫВОД
Д/игры и д/упражнения вызывают у детей большой интерес к сотворчеству
с педагогом, стимулируют детей в поисковой активности в сфере грамматики и на экспериментирование со словом. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. И если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала.