Слайд 1
Стили родительского поведения
Слайд 2Анкета
Чем по вашему мнению в большей мере определяется характер человека –
наследственностью или воспитанием?
А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
Б. Преимущественно воспитанием .
В. Главным образом, врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей?
Б. Это игра слов, имеющая мало отношение к действительности.
В. Абсолютно с этим согласен.
Г. Затрудняюсь ответить.
Слайд 33. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Детям
нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)
Б. Научи сына послушанию, тогда научишь всему остальному.(Томас Фуллер)
В. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве)
Г. Если вам больше нечего сказать ребенку скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтоб оградить их от проявлений безнравственности.
В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающую у детей интерес к этим вопросам.
Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Слайд 45. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Целесообразно
выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам научился планировать свои расходы.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Если попросит можно и дать.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз и дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.
Б. Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.
В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги.
Слайд 57. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его
понимания, что в нашей семье, и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка нужно оградить.
В. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
8. Дочь – подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустите вы ее?
А. Возможно, если знаю ее товарищей, как порядочных и надежных ребят.
Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
Слайд 69. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Попробую
разобраться, что его побудило солгать.
Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
В. Расстроюсь.
Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значение.
10. Считаете ли вы что подаете ребенку достойный пример?
А. Стараюсь.
Б. Безусловно.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Теперь пожалуйста посчитайте количество букв А, Б, В, Г в ваших ответах и определите каких букв больше. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Слайд 7АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ. (Варианты А)
Вы осознаете свою важную роль в становлении личности
ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах вы готовы пересматривать свои позиции.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ. (Варианты Б)
Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий, в своих требованиях вы вероятно, очень категоричны и не уступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Слайд 8ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. (Варианты В).
Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его
слабости, легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода.
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ. (Варианты Г).
Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас других забот не мало. Свои проблемы ребенку в основном приходиться решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие, поддержку с вашей стороны.
Слайд 9АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ.
Признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения
и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах; дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальный навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой
Слайд 10ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ.
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь.
Открыты для общения с детьми. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети склонны к непослушанию и агрессивности; на людях ведут себя импульсивно. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Слайд 11ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ.
Не устанавливает для детей никаких ограничений; безразличны к собственным
детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить деликвентное поведение.
Слайд 12АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ.
Отдают приказания и ждут что они будут в точности выполнены.
Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжение подросткового и юношеского возраста; а мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Слайд 13И
т
Повышенная моральная ответственность иногда для ребенка непосильна. (Воспитание по принципу «Золушки»).
И
– интерес к ребенку
Т – требовательность к ребенку
Слайд 14И
Т
Ребенок находится в центре внимания родителей. Но недостаточно развиваются нравственные нормы.
И
– интерес к ребенку
Т – требовательность к ребенку
Слайд 15И
Т
И – интерес к ребенку
Т – требовательность к ребенку
Ребенок не имеет
возможности совершать самостоятельные поступки. У него не формируется чувство долга.
Слайд 16И
Т
И – интерес к ребенку
Т – требовательность к ребенку
Ребенок предоставлен самому
себе. Абсолютная свобода, которая равна одиночеству.
Слайд 17И
Т
И – интерес к ребенку
Т – требовательность к ребенку
Интерес и требовательность
к ребенку должны быть на одном уровне.
Слайд 18
Установление границ дозволенного поведения
Предоставление свободы выбора и выяснение логических
последствий этого выбора — не единственные методы установления необходимой дисциплины. Мы предлагаем родителям познакомиться со «ступенчатой системой установления запрета» по методу Х. Джайнотта:
Признать, что некое желание вполне может возникнуть у ребенка («Я понимаю, что тебе хочется...»).
2. Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как...»).
3. Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.
4. Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе это не нравится...»).
Слайд 19Желаем успехов в воспитании детей!