Слайд 1 Стили семейного
воспитания детей
Классный руководитель
5 г класса
Абукаева Л.Ф.
Слайд 2 Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям
как
к рабам есть самое безнравственное.
Гегель
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чём отказа.
Жан-Жак Руссо
Слайд 3 Для ребёнка семья - это целый мир, в котором
он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Ребёнок вступает в отношения
с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
Слайд 4 Кем для родителей может быть ребёнок?
Какое
место занимает он в семье?
Какие отношения складываются у ребёнка с родителями с раннего детства?
Слайд 5 Отношения в семье можно представить
в виде формулы:
СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) +
(родители + дети) +
(дети + дети).
Слайд 6 В 70- е годы XX века психолог Д. Баумринд
предложил типологию стилей семейного воспитания, описал основные стили семейного воспитания:
1. авторитарный
2. демократический
3. попустительский
4. хаотичный
Слайд 7 Авторитарный стиль
(в терминологии других авторов — «автократический», «диктат»,
«доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Слайд 8
Результат: формирование механизма внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха
перед наказанием.
Слайд 9 Демократический стиль
(в терминологии других авторов —
«авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Слайд 10
Результат: формирование правильного ответственного социального поведения.
Слайд 11 Попустительский стиль
(в терминологии других авторов
- «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребёнок должным образом не направляется, не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Слайд 12
Результат: вовлечение ребёнка в асоциальные группы, т.к. не сформированы механизмы самостоятельного
ответственного поведения в обществе.
Слайд 13 Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к
воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований
к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Еще выделяют…
Слайд 14
Результат: не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная
самооценка.
Слайд 15 Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребёнке) — стремление
постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Слайд 16
Результат: чрезмерное преувеличение собственной значимости ребёнка, запаздывание социальной зрелости.
Слайд 17 Ш.Л. Амонашвили:
«Плохими дети не рождаются. Ребёнок
рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребёнок живёт с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребёнок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребёнку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребёнок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
Слайд 18
Мы все такие разные! Есть дети симпатичные,
милые, умненькие или не совсем…
Но для каждого родителя его ребёнок самый лучший!
Слайд 19 Понимание ребёнка, принятие его не только сердцем, но и
умом, осознание ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесёт благо и ребёнку и родителям.