Слайд 1
Ваш ребёнок идет в школу
Родительское собрание
с родителями будущих первоклассников
Морозова Людмила Валентиновна
Слайд 2От того, как будет чувствовать
себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший
путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Критерии готовности ребёнка
к школе
Готовность к школе:
физическая,
нравственная,
психологическая,
мыслительная .
Слайд 4Физическая готовность
В первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года
жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет.
Слайд 5Нравственная готовность
умение строить отношения с учителем;
умение общаться со сверстниками;
вежливость,
сдержанность, послушание.
отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки)
Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей.
Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Слайд 6Психологическая готовность
это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости
учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Слайд 7Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие мелких мышц руки
(рука развита хорошо, ребенок
уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений
(умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
координация в системе глаз – рука
(ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
Слайд 8развитие логического мышления
(способность находить сходства и различия разных предметов при
сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания
(способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти
(способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Слайд 9Мыслительная готовность
Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
Очень
полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».
Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Слайд 10Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний
Важно учить не читать,
а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
Слайд 11Подготовка к чтению:
6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита,
но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты
Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно.
Это развивает артикуляционный аппарат.
Слайд 12Подготовка к письму:
ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски
замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
Слайд 13Подготовка к грамматике:
ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать
в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
Слайд 14Подготовка к математике:
успешность в этом предмете зависит от освоения и умения
двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Слайд 15Запомните:
При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим
и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Слайд 17Что спрашивают у ребенка при записи в 1 класс?
На собеседовании, организуемом с целью знакомства с будущим первоклассником, у ребенка проверяют сформированность тех умений, знаний и навыков, которые предусмотрены программой дошкольного общеобразовательного обучения.
Слайд 18
В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в
1 класс должен:
Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.
Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
Слайд 19
Уметь находить в группе предметов лишний
(из группы «Одежда» убрать цветок).
Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
Иметь пространственные представления: право-лево,
вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
Уметь культурно общаться с другими детьми.
Слушать старших и выполнять их распоряжения.
Слайд 20Обязательно ли ребенок
должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно.
Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).
Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.
Слайд 21Обязательна ли школьная форма в 1 классе?
Да.
Форма дисциплинирует детей,
является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.
Слайд 22Как питаются первоклассники в школе?
В нашей школе организовано горячее питание
для всех учеников. Завтраки – бесплатно, обеды – платно ( 35 рублей).
Слайд 23Что необходимо приобрести ученику для 1 класса?
Слайд 24Можно ли носить в школу мобильный телефон?
В нашей школе запрещено
пользование мобильным телефоном на уроке.
Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру.
Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.
Слайд 25Есть ли в 1 классе домашние задания?
Домашних заданий в 1
классе нет.
Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель, — научиться плавать в ванне еще никому не удавалось.
Слайд 26Почему учителя не ставят оценки в 1 классе, ведь родители хотели
бы знать об успеваемости своего ребенка?
В 1 классе обучение безоценочное.
Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Слайд 27Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?
Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья.
Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для леворуких детей, в частности «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей» автора М. М. Безруких, ручки и карандаши изогнутой формы.
Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость.
Слайд 28Как правильно организовать дома рабочее место ученика?
Купите первокласснику письменный стол.
Тогда ребенок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.
Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону - основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.
Можно купить первокласснику парту и стул с регулирующейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.
Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка.
При росте 1м - 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, а высота сиденья стула - 26 см.
При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см.
Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.
Слайд 29Можно ли носить в школу игрушки?
Да, можно!
Игровая деятельность ещё
значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками.
Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
Слайд 30Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?
Этого делать
не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.
Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки.
Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.
Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.
Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.
Слайд 31
На заметку
У детей, не подготовленных к систематическому обучению,
труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Слайд 32Выводы
Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов
с родителями.
Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса.
В школе должны отсутствовать две поведенческие "модели" родителей: в качестве "провинившегося ученика" и в качестве "обвинителя".
Должна присутствовать третья "модель": родители с адекватным поведением, предполагающая взаимопонимание родителя и учителя на благо ребенку.
Родители нужны нам, учителям!