Слайд 1Родительское собрание
"Агрессия, ее причины и последствия"
Социальный педагог
Сулентьева Ольга
Вячеславовна
Слайд 2Понятия агрессия и агрессивность
Слайд 3Агрессия и агрессивность
Э. Фромм определяет агрессию как нанесение ущерба не
только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету
А. Басс агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Е.П. Ильин, агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации
Слайд 4Агрессия и агрессивность
Агрессия – поведение человека
Агрессивность - свойство личности
Слайд 5Классификация видов агрессии
Слайд 6По направленности на объект
Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, нанесение побоев,
изнасилования, угрозы, оскорбления
Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания
Слайд 7По причине появления
Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то
внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)
Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)
Слайд 8По целенаправленности
Инструментальная агрессия -совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы,
стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.
Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.
Слайд 9По открытости проявлений
Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение,
тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.
Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
Слайд 10По форме проявления
Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание
которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику
Экспрессивная -проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику
Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику
Слайд 11- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный
результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Причины проявлений детской агрессивности
Слайд 12
Ребенка бьют
Над ребенком издеваются
Над ребенком зло шутят
Родители заведомо лгут
Родители пьют и
устраивают дебоши
Родители не одинаково любят своих детей
Родители ребенку не доверяют
Ребенок чувствует, что его не любят
Слайд 13Агрессивность и подросток
Агрессивность у подростков формируется в основном как форма протеста
против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Свою роль оказывает и социальная ситуация, вызывающая у части детей ощущение безнадежности и раздражения.
В некоторых компаниях подростков агрессивность и асоциальное поведение рассматриваются как доказательство «бывалости», «мужественности». Подросток стремится занять достойное место в такой компании, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать и подавлять.
Слайд 144 группы агрессивных подростков
1 группа. Характеризуется устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных
потребностей, стремлением к потребительскому времяпровождению. Эгоизм, равнодушие, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих подростков. Они эгоцентричны, озлоблены, циничны, грубы, вспыльчивы, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Воздействие: надо опираться на такие качества личности подростков, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к первенству. Им следует поручать конкретную и понятную работу с возможностью поруководить время от времени работой товарищей.
Слайд 154 группы агрессивных подростков
2 группа. Эти подростки отличаются обостренным индивидуализмом, желанием
занять привилегированное поведение за счет слабых и младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность.
Воздействие: к индивидуальности и интересам этих подростков надо обращаться с подчеркнутым уважением, включать их следует не только в исполнительскую, но, прежде всего, в организаторскую деятельность. Надо вырабатывать умение не только командовать, но и подчиняться.
Слайд 164 группы агрессивных подростков
3 группа. Эти подростки - приспособленцы, они не
стремятся к достижениям и успеху. Они апатичны, в их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.
Воздействие: таких подростков стоит вовлекать в работу, которая пробуждает интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я».
Слайд 174 группы агрессивных подростков
4 группа. Эти подростки безвольны, мнительны, заискивают перед
более сильными. Для таких детей типична трусливость и мстительность.
Поскольку причиной подростковых кризисов является стремление утвердить, реализовать себя на уровне взрослых, то надо включить ребенка трудовую, спортивную, художественную или организаторскую деятельность, чтобы подросток почувствовал себя нужным для общества.
Воздействие: надо пробуждать интерес этих подростков к жизни, вызывать положительные переживания и помочь увидеть жизненные перспективы. В деятельности для них особо важно подчеркнуть личную ответственность за выполняемое дело.
Слайд 18Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?
Мальчики:
- "Кумиры семьи", выросшие
без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).
- Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью.
Девочки:
В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце.
Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания.
Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки. Девочки весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной.
Слайд 19Работа с агрессивными детьми
1. Игра (используется с детьми младшего возраста).
2.
Изъятие из привычного окружения и помещения в корригирующую среду или группу.
3. Творческое самовыражение (рисование, занятия музыкой, конструирование, и другие виды творческой деятельности).
4. Направление агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа – уход за больными, стариками и пр.).
5. Направление агрессии в спорт (футбол, баскетбол и другие групповые виды спорта, требующие навыков сотрудничества; бокс или карате нежелательны).
6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия или более адаптивного поведения.
Слайд 20Предупреждение агрессивности
Сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
Не давать ребенку несбыточных
обещаний и надежд
Не ставьте каких бы то ни было условий
Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку
Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг к другу
Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами
Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимости от его учебных успехов
Слайд 21Дети учатся жить…
Если ребенка постоянно критиковать, он учиться осуждать.
Если ребенок растет
во враждебности, он учиться агрессивности.
Если ребенок растет в страхе, он учиться всего бояться.
Если ребенок окружен жалостью, он учиться жалеть себя.
Если ребенка постоянно сравнивать с другими, он учиться завидовать.
Слайд 22Дети учатся жить…
Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учиться быть
уверенным в себе
Если ребенок растет в похвале, он учиться быть благодарным.
Если ребенок растет признании, он учиться ставить цели и достигать их.
Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.