Слайд 1Федорцова Наталья Ивановна,
классный руководитель.
Родительское собрание
как форма работы
классного руководителя
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43 г. ВЛАДИВОСТОКА»
Слайд 2 «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с
ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.»
А.С.Макаренко
Слайд 3Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей,
на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Слайд 4Для чего нужны родительские собрания
- для быстрого получения разнообразной информации о
детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
- для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских осмотров и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
Слайд 5Для чего нужны родительские собрания
- как консультативные по профориентации, трудоустройству детей,
занятости в системе дополнительного образования, режиме учебы и каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, учителей-предметников и других специалистов: криминальной милиции по ДД и т. п.
- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
- как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов;
Слайд 6Для чего нужны родительские собрания
- как показ «товара лицом», когда дети
показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
- как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как всеобуч для родителей.
Слайд 7Классное родительское собрание
1. Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы
взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса.
2. Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию.
3. Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления.
4. Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения.
5. Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку.
6. Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.
7. Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей.
8. Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов,
9. Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.
Слайд 8Правила проведения собраний
1. Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к
собранию всю необходимую информацию и документы.
2. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.
3. Главным методом проведения собрания является диалог.
4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.
5. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения собрания.
6. Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.
8. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета),
9. Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.
Слайд 9Учителю на заметку
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не
констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.
Слайд 10Родителям на заметку
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не
в тягость кому-то из членов семьи. А для того, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:
1. «Держать улыбку» (потому что именно лицо - ваша визитная карточка).
2. Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
3. Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
4. Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
5. Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него).
6. Ободрять других (оптимистам жить легче).
7. Делать комплименты (учтите, что даже глухой услышит комплимент).
Слайд 11Секреты успешного проведения родительского собрания
ВАЖНО!!!
Говорите о проблеме, а не о
персоналиях.
Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.
Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.
Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают).
Слайд 12Десять золотых правил проведения собрания
собрание должно запомниться;
должно заставить задуматься;
настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;
информационный блок должен быть хорошо подготовлен;
в присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем;
на каждого родителя должно хватить времени;
собрание — не лекции и не урок, привлекайте родителей диалогу;
уважайте свое время и время родителей собрание не должно длиться более 1 ч 20 мин:
каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах класса, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству;
будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.
Слайд 13Как пригласить родителей на собрание ?
Записать в дневнике учащихся с проверкой
подписи родителей ;
Звонок по телефону;
Индивидуальное приглашение, отправленное в электронной почте, в электронном дневнике;
Использование дружеских связей родителей;
Индивидуальное приглашение на бумаге с
указанием темы собрания;
Приглашение с интригующим вопросом или
просьбой приготовиться к выступлению;
Стихотворная открытка;
Приглашение с помощью родительского
комитета.
Слайд 14Как начать собрание и расположить
родителей к разговору ?
Использование цитат, эпиграфов,
Оформление доски;
Поприветствовать и поблагодарить родителей;
Лирическое начало;
Знакомство родителей с проблемой и
регламентом
Выставка творческих работ учащихся;
Реклама педагогической литературы;
Видеоролик о жизни класса или
выступление детей
Начать собрание с результатов анкетирования учащихся или родителей;
Отметить работу родительского комитета;
Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания;
Выразить радость от общения с родителями и их детьми.
Слайд 15Примерная тематика
родительских собраний
5 класс
Учебные трудности пятиклассников.
2. Культурные ценности семьи
и их значение для ребенка.
2. Знаете ли вы своего ребенка?
3. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка.
4. Роль общения в жизни школьника.
6. Домашние задания: помощь или контроль.
7. Как научить ребенка планировать свои
действия, прогнозируя их последствия.
8. Что могут сделать родители для
безопасности ребенка?
Слайд 16Примерная тематика
родительских собраний
6 класс
1. Меры наказания и поощрения в современных
семьях.
2. С чего начинать воспитание воли у подростков.
3. Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.
4. Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.
5. Результативность школьного урока. От чего она зависит?
6. Как появляются и закрепляются черты характера.
7. Карманные деньги: за и против.
8. Успешность обучения: отчего она зависит?
9. Одаренность ребенка: выявить и поддержать.
10. Достижения года.
Слайд 17Примерная тематика
родительских собраний
7 класс
1. Переходный возраст: особенности контакта с подростками.
2.
Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.
3. Вредным привычкам скажем «нет».
4. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.
5. Воля и пути ее формирования у учащихся.
6. Деньги как средство поощрения и наказания.
7. Как развивать чувство ответственности в детях.
8. Компьютер в жизни подростка.
9. Учение с увлечением.
10. Как научить ребенка защитить себя в
ситуации насилия на улице.
Слайд 18Примерная тематика
родительских собраний
8 класс
1. Роль семьи в развитии моральных качеств
подростка.
2. Отец - кормилец или воспитатель?
3. Способности и роль семьи в их развитии.
4. Психологические и возрастные особенности подростка.
5. Чтобы ребенок учился с интересом.
6. Основы профессионального самоопределения.
7. Каково на дому, таково и самому.
8. Зеленый змий - миф и реальность.
9. Вызывающее поведение подростков:
как реагировать и что делать.
10. Интимное воспитание детей в семье.
Слайд 19Примерная тематика
родительских собраний
9 класс
1. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации
ребенка.
2. Трудный ребенок. Какой он?
3. Педагогика семейных отношений.
4. Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности.
5. Как уберечь детей от наркотиков.
6. Способы конструктивного разрешения
конфликтных ситуаций.
7. Профилактика зависимостей (курение,
алкоголизм, наркомания).
8. Как научить ребенка заботиться о своей безопасности.
9. Культура подростков глазами взрослых.
10. Права и обязанности ребенка: поиск равновесия.
Слайд 20«Для того, чтобы воспитание детей
было успешным, надо чтобы
воспитывающие люди,
не переставая,
воспитывали себя»
Л.Толстой.