Слайд 1Психология подростка
Классный час для родителей учащихся 6а класса МОУ гимназия №24
Классный
руководитель Соломина И. И.
Слайд 2Подростковый возраст (пубертатный период)
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным
в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность- переход от детства к взрослости.
К этому возрасту относят школьников 11(12)-15(16) лет. За это время протекает бурная физиологическая перестройка организма.
Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает число неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе.
Слайд 3Причины неуспеваемости
Ведущими причинами неуспеваемости подростков многие авторы считают следующие:
пониженная обучаемость школьника;
недостатки в развитии познавательных процессов;
педагогическая запущенность;
интеллектуальная пассивность;
индивидуально – типологические особенности;
отсутствие адекватной мотивации учения.
Слайд 4Трудности
Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма.
Из-за
резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения.
Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость.
Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.
Слайд 5Это важно
Растущему организму кризисного возраста необходимо личное пространство – он хочет
быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми.
Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.
Слайд 6III. Подростничество
(11-17 лет).
Младшее подростничество (11-17 лет).
Появляется
новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры.
Возникает «чувство взрослости» - особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельности и отношения.
Важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный возраст»).
Слайд 7III. Подростничество
(11-17 лет).
Ранняя юность - старшее подростничество (14-17 лет).
У ребенка
вновь появляется потребность к сапопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации.
Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно знать, кем он будет.
Ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.
Слайд 8Кризис подросткового возраста
Кризис подросткового возраста - это кризис социального
развития, напоминающий кризис 3-х лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.
Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Кризис относится к числу острых.
Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность.
Слайд 9
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в
той области, в которой ребенок одарен. Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.
Происходит переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств.
Подросток теперь тяготится к конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.
Слайд 10
С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира
собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
Мышление в подростковом возрасте - это не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.
Слайд 11Негативизм
Второй симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается
от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.
Слайд 12
Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится
либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
Слайд 13Кризис юношеского возраста
напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и
7 лет (нормативная регуляция).
В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
Слайд 14
У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается
поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.
Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Это период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность.
Слайд 15 Четвертая стадия - с 6-ти до 14 лет,
в течение
которой у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации.
От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе и зависит развитие данных качеств
Слайд 16Пятая стадия - с 14-ти до 20 лет
связана с формированием
у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой важнейшей стадии развития, главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа достижения карьеры, то есть фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Поэтому в это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.
Слайд 17Чтобы повысить самооценку ребенка:
• Хвалите детей даже за малейшие достижения. Делайте
это искренне и эмоционально. Уделяйте больше времени своему ребенку, не скупитесь на ласку.
• Не ругайте ребенка за каждый проступок.
• Категорически неприемлемо в данной ситуации приклеивание ярлыков типа: «Лентяй», «Бестолковый», «Копуша».
• Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Можно лишь сравнивать его успехи сегодняшние и прошлые. Указывать на то, что стало получаться у него гораздо лучше.
• Необходимо выдвигать достижимые ребенком требования, чтобы он не терял веру в свои силы.
Слайд 18Чтобы повысить самооценку ребенка:
• Необходимо вовлекать ребенка в такие занятия, где
цель обязательна будет достигнута. Потом задание можно немного усложнять.
• Не делайте ребенку замечания в присутствии других, избегайте приказного тона.
• Не забывайте сами употреблять слова «спасибо» и «пожалуйста», когда обращаетесь к ребенку.
• Чаще вовлекайте ребенка в свои «взрослые» дела. Пусть он поймет, что вы готовы доверить ему важное дело и уверены, что он с ним справится.
• Учитывайте мнение ребенка в семейных делах. Пусть ребенок чувствует себя нужным и важным в вашей семье.
Слайд 19СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть
даже слабые признаки вступления в переходный возраст.
Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
Слайд 20Советы родителям
Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми
они ни казались.
Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
Слайд 21Советы родителям
Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына
или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.
Слайд 22Советы родителям
Обсуждайте вместе, что произойдёт в будущем, если не взяться за
образование прямо сейчас.
Подростки очень чувствительны в отношении замечаний и критики. Чтобы убедить подростка учиться, необходим контроль родителей, но его можно вести по-разному. Испытайте позитивную технику контроля. Когда вы видите, что сын занят правильными делами, старается, собран и настойчив на занятиях, получает хороший результат — обязательно выскажите одобрение в правильной форме. Это значит, что вам стоит хвалить действия, а не человека.
Слайд 23Проследите влияние друзей
Наверняка у ваших детей есть школьные товарищи, которым плевать
на правила, их будущее и то, выполнена ли домашняя работа или нет. Их влияние нельзя недооценивать — дети слишком быстро перенимают плохой пример, особенно если хотят казаться «своими» в компании сверстников. Подросток не хочет учиться, потому что это «не круто»? Объясните, что можно быть «крутым» и одновременно иметь высокий балл по школьным предметам.
Слайд 24Ограничивайте время за компьютером
убедитесь, что они не «висят» в интернете, вместо
того чтобы учиться. Предупредите, что будете время от времени проверять историю просмотров в интернет браузере, объясните, что не собираетесь лишать их личной жизни и досуга, а всего лишь хотите помочь не стать зависимым от онлайн общения. Не переходите на личности, не устраивайте скандал, если дети нарушают ваши запреты (а они будут их нарушать!), просто предупредите, что заблокируете доступ к их любимым сайтам или интернет подключение, и не бойтесь сделать это в действительности, если ваши правила игнорируются. Помогите начать Как ещё помочь подростку хорошо учиться? Иногда они
Слайд 25Откажитесь от чтения моралей и приказного тона
— это всегда вызывает только
протест. Если нужно вступить в спор, не давите авторитетом («я старше и лучше знаю»), не переходите на крик, а используйте тактику «мозгового штурма», когда каждому из оппонентов разрешено высказывать любые мысли по теме без страха получить критику в свой адрес.
Ваш ребёнок спорит? — Отлично! Только пусть приводит аргументы, а не высказывает обиды и капризы. Пресекайте попытки вызвать в вас чувство вины и призывайте к нормальному и конструктивному диалогу, тогда у вас всё получится
Слайд 26«Еженедельный отчет».
Какое главное событие этой недели?
Кого тебе удалось лучше узнать
на этой неделе?
Что важного ты узнал о себе на этой неделе?
Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю?
Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя?
Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений?
Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий?
Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?