Слайд 1Родительское собрание
в 5 классе
«Адаптация пятиклассников
к новым условиям
Слайд 2
Возрастные особенности младшего подростка
потребность в достойном положении в коллективе сверстников,
в семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к положению “худшего”;
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту;
увлечение музыкой и киноискусством.
Слайд 3Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его
с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время,
проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор
Слайд 4
Критерии готовности к обучению в средней школе
сформированность основных компонентов учебной
деятельности, успешное усвоение программного материала;
новообразования младшего школьного возраста –произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Слайд 5Вопросы родителям:
Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В
5 классе?
Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?
Слайд 7Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новый классный руководитель;
проблемы со
старшеклассниками;
возросший темп работы, объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Слайд 8Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем
Слайд 9
Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о
проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий,
переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашнее задание.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей,
одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие
Слайд 10Возможные реакции:
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая
- несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе
Слайд 11Опросник «Чувства в школе»
Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые
ты наиболее часто испытываешь в школе.
Спокойствие Сомнение
Усталость Обида
Скуку Страх
Радость Чувство унижения
Уверенность в себе Тревогу за будущее
Беспокойство Благодарность
Неудовлетворенность собой
Симпатию к учителям Раздражение
Желание приходить сюда
Слайд 12Методика изучения удовлетворенностью
учащихся школьной жизнью
Учащимся предлагалось оценить степень их согласия
с предложенными утверждениями по следующей шкале:
0 –нет; 1 –не всегда; 2 –да
1. Я иду в школу с радостью
2. В школе у меня обычно хорошее настроение
3. У нас хороший классный руководитель
4. У меня есть любимые школьные предметы
5. Я привык к новым учителям
6. В начальной школе было лучше
7. На летних каникулах я скучал по школе
8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)
Слайд 13Результаты 5 класса
No Вопрос
Да Нет Не всегда
Я иду в школу с радостью
В школе у меня обычно хорошее настроение
У нас хороший классный руководитель
У меня есть любимые школьные предметы
Я привык к новым учителям
В начальной школе было лучше
7 На летних каникулах я скучал по школе
Слайд 14Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника —безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации,
вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью
ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
Приучайте его к самостоятельности постепенно
Слайд 15Чем можно помочь?
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка,
особенно в присутствии других людей (сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к
классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и
организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное
стимулирование достижений ребенка.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются
терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный
климат в семье для ребенка
Слайд 16Чем можно помочь?
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У
пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель–уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Слайд 17Слова, которые поддерживают и
которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:
Зная
тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу?
Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это
гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю
Слайд 18Способы преодоления тревожности:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но
так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе
Слайд 19«Открытое письмо родителям»
Дорогие ____________________________________________
Вот я и учусь в 5 классе.
Прежде
всего, хочу сообщить, что я ___________________________
Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас __________________________
Иногда я _______________________________________________
Самый интересный для меня предмет _________________________________.
А ещё я ______________________________________________________
Но кроме этого я хочу рассказать о ______________________________________
Самым трудным для меня в 5 классе ___________________________________
Больше всего я хочу _________________________________________________
А в большинстве случаев настроение у меня _____________________________.
Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________
А наш классный руководитель _________________________.
Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________
Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________
В 5 классе меня удивило ______________________________________________
Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________
Жаль, но меня торопят _______________________________________________.
Крепко ___________________Дата _________________Имя __________________