Слайд 1Наши дети - подростки
Психолог МБОУ
«Гимназия №1»
Светлана Михайловна
Хайретдинова
Нижневартовск
Слайд 2Возраст от 11 до 15 лет
не без основания
называют критическим.
В этот период в формировании
личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений.
Если изменения проходят быстро и интенсивно, то развитие приобретает скачкообразный и бурный характер.
Эти изменения вызывают у подростка сильные переживания, которые он не может объяснить.
Слайд 3Подростковый возраст
Это переход от ребенка к взрослому во всех сферах
физической
(конституциональной),
личностной (нравственной, умственной, социальной).
Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма.
Изменения касаются созревания всех
структур мозга, и как следствие развитие
и формирование личности претерпевают
большие изменения.
Слайд 4Изменения в костно-мышечной системе подростка
Изменения происходят бурно, иногда скачкообразно
Кости и
мышцы растут неравномерно, движения становятся нескоординированными, неуклюжими.
Рост скелета идет быстрее, чем развитие
мышечной ткани - нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры
Позвоночник отстает в годичной прибавке
от темпа роста тела в длину
Физиологическая структура позвоночника
в данный возрастной период очень хрупкая.
Тело ребенка «взрослеет» – приобретает
очертания взрослого человека - становится
личностно значимой для подростка.
Слайд 5Изменения в
кровеносной системе
Сердце растёт быстрее кровеносных сосудов, и это несоответствие
приводит к повышению кровяного давления.
Пульс более частый, чем у взрослого.
Возможно появление болей в сердце, их называют подростковыми сердечными болями, частые головные боли.
Слайд 6Особенности
дыхательной системы
Объем легких увеличивается, как и масса сердца.
У
подростка учащенное дыхание, поэтому мозг испытывает дефицит кислорода.
В результате могут возникнуть
головные боли,
головокружения,
обмороки
Слайд 7Особенности
гормональной и нервной систем
Процессы возбуждения и торможения не уравновешены: возбуждение
преобладает над торможением.
Повышается активность всех желез внутренней секреции.
Новая "химическая среда" организма вызывает появление «гормональных бурь»
Слайд 8Изменения в нервной и гормональной системах вызывают:
бурные аффекты, подъем энергии сменяется
спадом и усталостью;
«эмоциональные качели» - резкие перепады настроения
умственное переутомление;
повышенную раздражительность,
импульсивность, агрессивность;
расстройства сна;
депрессию, тревожность;
неусидчивость и плохая
концентрация внимания.
Слайд 9Изменения в гормональной системе (половые гормоны)
Усиление функционирования половых желез - гиперсексуальность
подростков
Поллюции у мальчиков и менструации у девочек - вызывают реакцию физиологического отторжения собственного тела
Установление менструального
цикла приводит к эмоциональной
неустойчивости
девочек. Все мысли о
«науке страсти нежной»
Слайд 10Личностные изменения
Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
Смена конкретного мышления на
логическое приводит к снижению продуктивности умственной деятельности
Рост критичности
ведет к полному
негативизму.
Слайд 11Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
Реакция отказа
Реакция оппозиции
Реакция имитации
Реакция отрицания
Реакция компенсации
Реакция
гиперкомпенсации
Слайд 12Реакция оппозиции
ОППОЗИЦИЯ - несогласие, противодействие,
сопротивление, противопоставление своих взглядов
каким либо
другим взглядам
Чрезмерные претензии
Недостаток внимания
Непосильная нагрузка —
требования отлично учиться,
проявлять успехи
Слайд 13Проявления реакции оппозиции
Прогулы.
Побеги из дому.
Кражи.
Попытки к самоубийству (чаще всего несерьезных и
демонстративных).
Нарочитое бравирование алкоголизацией.
Вызывающее поведение в общественных местах.
Слайд 14Реакция имитации
Стремление подражать во
всем определенному лицу или
образу.
У подростков
моделью для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи
Как правило пример для подражания диктуется группой сверстников, к которой принадлежит подросток.
Слайд 15Реакция компенсации
Желание свою слабость и неудачливость в
одной области восполнить успехами
в другой
Трудности в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения.
Присущая с детства робость может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые внешне могут казаться банальными нарушениями поведения.
Слайд 16Наиболее типичные проблемы подросткового возраста
Конфликтность
Агрессивность
Эмоциональная неуравновешенность
Неудовлетворенность своей внешностью.
Неудачный опыт первой влюбленности.
Ранняя алкоголизация, наркомания.
Противоправное поведение.
Суицидальное поведение
Слайд 17Элементы правильного отношения к подростку
Установка на принятие подростка таким какой он
есть.
Наличие коммуникативной толерантности (переносимости, терпимости.)
Оптимистический взгляд на подростка.
Стремление проявлять подчёркнутое внимание к личности.
Готовность относиться к подростку не менее уважительно, чем к себе.
Доброжелательность и чистосердечность.
Понимание сложности задачи.
Слайд 18Что означает «Принять подростка»
Понимать своеобразие
психического развития и особенности
данного возрастного периода – НЕ ТРЕБОВАТЬ ОТ НЕГО «НОРМАЛЬНОСТИ».
Не завышать ожиданий и требований, а видеть его реальные возможности.
Не торопить его психофизиологическое и психическое развитие а ТЕРПЕЛИВО помогать ему.
Слайд 19Что означает
«Принять подростка»
Считать естественным,
что разные периоды
своего развития ребёнок может преодолевать с разной скоростью ( «Вот в пятом классе…») более или менее успешно.
Проявлять гибкость в воспитании, подчиняя её индивидуальным особенностям ребёнка, а не своим воззрениям, привычкам или настроениям.
Слайд 20Оптимистический взгляд на подростка – это ВЕРА
В наилучшие качества ребёнка
В наступление
положительных эффектов от сотрудничества
В позитивные перемены в поведении
В будущее
В общении не допустимы формулировки принижающие
умственные достоинства, ставящие под
сомнение физические достоинства,
оскорбляющие личность
посредством сравнений метафор, переносов
Слайд 21В общении не
допустимы
формулировки
«Ты никогда не поймёшь».
«Тебе говори не говори
ты всё равно не слышишь».
«Какую глупость ты несешь»
«Не задавай идиотских вопросов»
«Ты никогда ничего не достигнешь»
«Из тебя не будет толку»
«Ты лентяй каких свет не видел»
Слайд 22Проявлять внимание к личности подростка - это
Ненавязчивый КОНТРОЛЬ
и
доверие
Стремление помочь
ребёнку осознать что он
не безразличен
Оказание поддержки во всём
Желание вдуматься в слова и поступки ребёнка
Желание найти объяснение сложившейся ситуации
Слайд 23Доброжелательность и чистосердечность.
Запугиванием можно вырастить в
ребенке только низость, испорченность,
лицемерие, подлую
трусость,карьеризм.
Слайд 24Понимание сложности задачи.
Следует хорошо представлять себе, что означает понятие подростковый возраст
и знать с чем связаны трудности подросткового возраста
Слайд 25По мнению подростка родитель
должен:
Интересоваться им и быть готовыми помочь в
любой ситуации;
Выслушивать и стараться понять;
Давать почувствовать, свою любовь;
Показывать свое одобрение;
Принимать таким, какой он есть, - со всеми ошибками и недостатками,
Доверять;
Относиться на равных.