Презентация, доклад на тему Риторика - средство эффективного использования речи в процессе профессиональной и межличностной коммуникации

Содержание

Речь – убранство души. Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим. Сенека Любят Родину не за то, что она великая, а за то, что своя. Сенека

Слайд 1РИТОРИКА – СРЕДСТВО
ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
И МЕЖЛИЧНОСТНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

Подготовила
учитель-логопед высшей категории
Буракова Наталия Вартамовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №37 «Гвоздичка»
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
ул. Тополёвая, 17, г. Симферополь, 295021
dyy37_gvozdichka@mail. Ru

РИТОРИКА – СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ Подготовила учитель-логопед высшей категории Буракова

Слайд 2Речь – убранство души.
Пусть будет нашей высшей целью одно:
говорить,

как чувствуем,
и жить, как говорим.
Сенека

Любят Родину
не за то, что она великая,
а за то, что своя.
Сенека

Речь – убранство души. Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим.

Слайд 3Если нельзя не говорить о том,
что раньше сказали другие,
то

следует попытаться
сказать это лучше них.
Сократ
Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.

Слайд 4Формирование коммуникативной компетентности педагога
предполагает развитие умений и навыков решения
с

помощью речевой деятельности профессиональных задач.

Данные виды профессиональной деятельности
эффективно осуществляются лишь в том случае,
если педагог осознаёт специфику педагогического общения,
значимость владения культурой профессиональной речи,
нормами профессионального речевого поведения.

Формирование коммуникативной компетентности педагога предполагает развитие умений и навыков решения с помощью речевой деятельности профессиональных задач. Данные

Слайд 5Теоретической основой данного компонента является РИТОРИКА, как особая область знаний о

закономерностях эффективного использования речи в процессе профессиональной коммуникации.

Всё это требует введение в содержание профессиональной подготовки педагога дополнительного компонента, предполагающего освоение опыта
профессиональной коммуникативной деятельности.

Именно речь следует рассматривать в качестве средства
решения педагогом профессиональных задач,
возникающих в различных ситуациях: ситуациях развития,
обучения и воспитания, коллегиальной выработки
тех или иных решений, презентации проектов.

Теоретической основой данного компонента является РИТОРИКА, как особая область знаний о закономерностях эффективного использования речи в процессе

Слайд 6АКТУАЛЬНОСТЬ 
Педагогическая риторика – это область знаний
о закономерностях создания и условиях

эффективности
профессиональной публичной речи педагога.

Педагогическая риторика входит в группу наук о речи,
рассматривающих особенности профессиональной речевой коммуникации –
частных риторик, сложившихся на базе категорий, законов
и принципов общей риторики, зародившейся ещё в античной культуре.

АКТУАЛЬНОСТЬ Педагогическая риторика – это область знаний о закономерностях создания и условиях эффективности профессиональной публичной речи педагога. Педагогическая

Слайд 7Успешная деятельность педагога также возможна лишь в условиях эффективной: достигающей поставленной

цели,
и гармоничной: соответствующей общим правилам культуры речи
и культуры речевого поведения, речевой коммуникации.
Особую значимость при этом приобретают навыки 
профессиональной педагогической коммуникации -
процесса речевого взаимодействия педагогов или педагогов и воспитанников.
В общении реализуются содержание: опыт, знания;
и форма: способы, методы
профессиональной педагогической деятельности.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
Взаимодействие людей в любой области общественной жизни
немыслимо без речевого общения.

Основная цель педагогической риторики –
формирование и развитие языковой личности педагога,
осознанно владеющего средствами педагогической коммуникации
в целях управления познавательной деятельностью дошкольников,
их личностным развитием, в целях организации
профессионального общения членов педагогического сообщества,
в целях репрезентации профессиональных ценностей в публичной речи.

Успешная деятельность педагога также возможна лишь в условиях эффективной: достигающей поставленной цели, и гармоничной: соответствующей общим правилам

Слайд 8Насколько важна многочисленность аудитории для речи педагога?
Если принять во внимание

все конкретные ситуации,
в которых педагог с помощью речи решает свои профессиональные задачи:
научить, объяснить, побудить к осознанию проблемы,
то очевидно, что эта речь может быть обращена и к одному адресату.
Насколько важна многочисленность аудитории для речи педагога? Если принять во внимание все конкретные ситуации, в которых педагог

Слайд 9Такая речь включает подготовленные компоненты,
допускает принципиальную возможность появления слушателей:
родителей,

других воспитанников, коллег-педагогов,
а также является не только информирующей, но и воздействующей. Воздействующий характер речи педагога проявляется в том,
что она должна оказывать влияние на цели, намерения,
отношения или установки слушающих: воспитанников или коллег,
которые включены в учебно-воспитательный процесс.

Создаваемый педагогом текст
сохраняет признаки публичной речи!

Такая речь включает подготовленные компоненты, допускает принципиальную возможность появления слушателей: родителей, других воспитанников, коллег-педагогов, а также является

Слайд 10Эффективность воздействия обеспечивается многими
психологическими особенностями автора речи:
в процессе коммуникации

проявляются и степень уверенности
говорящего в себе, и его коммуникабельность,
и обаяние, и артистизм, и многие другие качества личности.
Эффективность воздействия обеспечивается многими психологическими особенностями автора речи: в процессе коммуникации проявляются и степень уверенности говорящего в

Слайд 11Публичной называется речь,
обращённая к многочисленной аудитории.
Выступая публично, человек выражает

себя как личность,
и одновременно влияет на других.
Публичный монолог называют также ораторской речью.
Публичной называется речь, обращённая к многочисленной аудитории. Выступая публично, человек выражает себя как личность, и одновременно влияет

Слайд 12ПРИНЦИПЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПРИНЦИП ЭКСПРЕССИВНОСТИ находит свое выражение
в эмоционально-напряженной речи выступающего,

его мимике, жестах
и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче.
Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание –
всё это конкретные формы экспрессивности.

ПРИНЦИП АССОЦИАТИВНОСТИ связан с вызовом
сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения
к их эмоциональной и рациональной памяти.
Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приёмы,
как аналогия, ссылка на прецеденты, образность высказываний.

Используя ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ, необходимо учитывать
культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт. Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят слышать. Отсюда необходимо принимать во внимание
социально-психологическое расслоение каждой аудитории.
Для повышения доступности риторики весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации:
новизна и оригинальность.

ПРИНЦИПЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯПРИНЦИП ЭКСПРЕССИВНОСТИ находит свое выражение в эмоционально-напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих

Слайд 13ПРИНЦИП ИНТЕНСИВНОСТИ можно охарактеризовать
посредством изменения темпа подачи информации выступающим. Различная

информация и разные люди нуждаются
в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи.
Следует учитывать темперамент людей, их подготовленность
к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важно умение выступающего ориентироваться в настроении аудитории.

Не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более – конфликта.
При конфронтации общение никогда не будет успешным,
с ней неизбежны психологические потери.

ПРИНЦИП ИНТЕНСИВНОСТИ можно охарактеризовать посредством изменения темпа подачи информации выступающим. Различная информация и разные люди нуждаются в

Слайд 14ЭФФЕКТОМ ВИЗУАЛЬНОГО ИМИДЖА;
ЭФФЕКТОМ ПЕРВЫХ ФРАЗ;
ЭФФЕКТОМ АРГУМЕНТАЦИИ;
ЭФФЕКТОМ КВАНТОВОГО ВЫБРОСА

ИНФОРМАЦИИ;
ЭФФЕКТОМ ИНТОНАЦИИ И ПАУЗЫ;
ЭФФЕКТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ;
ЭФФЕКТОМ РЕЛАКСАЦИИ (в случае необходимости).

ВЫСТУПАЮЩИЙ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
РИТОРИЧЕСКИМ НАБОРОМ
СЛЕДУЮЩИХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ЭФФЕКТОВ:

ЭФФЕКТОМ ВИЗУАЛЬНОГО ИМИДЖА; ЭФФЕКТОМ ПЕРВЫХ ФРАЗ; ЭФФЕКТОМ АРГУМЕНТАЦИИ; ЭФФЕКТОМ КВАНТОВОГО ВЫБРОСА ИНФОРМАЦИИ; ЭФФЕКТОМ ИНТОНАЦИИ И ПАУЗЫ; ЭФФЕКТОМ

Слайд 15ЭФФЕКТ ВИЗУАЛЬНОГО ИМИДЖА опосредуется на основе впечатления
о внешнем виде выступающего.

Внешний вид выступающего
имеет существенное значение для приятия или неприятия его аудиторией.
Имидж – это искусство управлять впечатлением.
 
ЭФФЕКТ ПЕРВЫХ ФРАЗ призван закрепить или скорректировать первоначальное впечатление у людей от выступающего.
Главным критерием эффекта первых фраз является заключённая в них интересная информация. Она может быть известной, но поданной
в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами.
В стратегии ораторского искусства начало выступления имеет
чрезвычайно важно значение. Гораций, знаменитый римский поэт,
высказал мудрую мысль: «Тот, кто хорошо начал,
может считать своё дело выполненным наполовину».
Первое впечатление слушателей должно быть позитивным,
вселять уверенность, что время не будет зря потеряно. Можно начать
с яркого эпизода, с парадокса, нарисовать картину, дать афоризм, цитату.
Не начинайте говорить сразу, как только подниметесь на трибуну.
Первое позитивное впечатление, которое слушатели получат от вас,
часто является решающим. Можно начать речь подчеркнуто тихо,
для того чтобы заставить слушателей быть внимательными.
Обращение к слушателю - это первый шаг к сближению с ним.
ЭФФЕКТ ВИЗУАЛЬНОГО ИМИДЖА опосредуется на основе впечатления о внешнем виде выступающего. Внешний вид выступающего имеет существенное значение

Слайд 16ЭФФЕКТ АРГУМЕНТАЦИИ основан на логике выступления,
которая придаёт ему обоснованность и

убедительность.
 
ЭФФЕКТ КВАНТОВОГО ВЫБРОСА ИНФОРМАЦИИ
является одним из действенных риторических приемов,
направленным на поддержание внимания аудитории.
Этот эффект основан на заранее продуманном распределении
по всему речевому полю новых мыслей и аргументов.
Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определённые временные интервалы
кванты «свежей» информации.
 
Выступающему следует уметь пользоваться таким риторическим приёмом, как ЭФФЕКТ ИНТОНАЦИИ И ПАУЗЫ.
Этот приём полезен во многих отношениях. Пауза облегчает дыхание,
даёт возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после –
один из способов для его выделения.
Она также оттеняет наиболее существенные слова.
 
ЭФФЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
связан с умением грамотно строить предложения.
ЭФФЕКТ АРГУМЕНТАЦИИ основан на логике выступления, которая придаёт ему обоснованность и убедительность. ЭФФЕКТ КВАНТОВОГО ВЫБРОСА ИНФОРМАЦИИ является одним

Слайд 17РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Для эффектного выступления важно безупречно владеть

фактами.
Необходимо вызвать определенные эмоции и чувства у слушателя,
сделать свою речь живой и одушевлённой, чтобы иметь успех у публики.

Речь оратора должна создавать яркие образы в сознании людей.
Тогда выступление будет интересным
и запоминающимся, а информация усвоится.
Красивую речь слушатель «должен видеть и чувствовать» 

НЕТ КРАСНОРЕЧИЯ БЕЗ ВОСХИЩЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ!

РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯДля эффектного выступления важно безупречно владеть фактами. Необходимо вызвать определенные эмоции и

Слайд 18ПОВТОР
Самые важные, ключевые моменты вашей речи рекомендуется
повторить как минимум два

раза в течение всего выступления.
Это делается по нескольким причинам:
Слушатель может отвлечься, подумать о семье,
о каких-то текущих проблемах и пропустить ваши слова мимо ушей. Повторяя мысль, вы заставляете слушателя вернуться в реальность;
Повторы основной мысли, выраженной другими словами,
создают у слушателей впечатление, что они воспринимают
совсем другую информацию (хотя информация та же самая).
Таким образом, новая мысль быстрее откладывается
в подсознании публики. Если теперь повторить мысль ещё раз,
и опять в новом варианте, то включится процесс воспоминания.
Слушатель вашу мысль выдаст за свою, и согласится с вами.

ВАША РЕЧЬ ДЛЯ НЕГО СТАНЕТ УБЕДИТЕЛЬНОЙ!

РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОРАТОРИКИ

ПОВТОРСамые важные, ключевые моменты вашей речи рекомендуется повторить как минимум два раза в течение всего выступления. Это

Слайд 19ЦИТИРОВАНИЕ
Расположить к себе, растопить лёд недоверия
малознакомой аудитории поможет цитирование высказываний


известных лидеров и общественных деятелей.
На фоне выдержек из исторических документов,
изречений философов, ваши слова в понимании публики
будут автоматически переводиться в разряд достоверных.
Уместно привести одну-две цитаты в начале выступления.

ПРИЗЫВ
Заключается в коротком обращении к залу
с предложением выполнить определённое действие.
Данный приём уместен в случае,
если выполняются два условия:
Вы полностью уверены в доверии и симпатиях аудитории;
Вы хотите создать яркий образ вашей идеи
в умах слушателей с их непосредственным участием.
Этот способ характерен для патриотических выступлений.

ЦИТИРОВАНИЕРасположить к себе, растопить лёд недоверия малознакомой аудитории поможет цитирование высказываний известных лидеров и общественных деятелей.На фоне

Слайд 20РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Вопрос, на который нет точного ответа, – риторический вопрос.
Этот

метод приглашает слушателя к рассуждениям.
Приём заставляет слушателя погрузиться в образ, содержание речи. Произнеся вопрос, оратор делает паузу, дает залу возможность подумать.
 
ВСТАВКА
Оратор делает замечание как бы «между прочим», вставляет фразу,
тем самым он присоединяет аудиторию, делает ее соучастной.
Например, выступающий говорит: «Состояние нравственного воспитания детей на сегодняшний день оставляет желать лучшего».
И вскользь замечает: «Не мне вам это говорить…»
После такой фразы и многозначительной паузы в зале не останется
ни одного слушателя с равнодушным и скучающим лицом.
Приём вставка – это беспроигрышный метод
привлечь внимание аудитории к обсуждаемой проблеме,
вставка придаёт теме яркий штрих актуальности.
Несмотря на простоту, приём требует от оратора
определённой степени раскрепощённости и искушённости
в искусстве устного и публичного выступления.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОСВопрос, на который нет точного ответа, – риторический вопрос. Этот метод приглашает слушателя к рассуждениям. Приём

Слайд 21ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ (ХИАЗМ)
Ораторский приём, заключающийся в перекрёстном изменении
логических окончаний двух параллельных

фраз.
Большинство знаменитых высказываний философов
имеет в своей основе приём перекрещивания.
Данный метод позволяет повысить убедительность речи
и делает выступление оратора более ярким и выразительным.

НЕОЖИДАННОСТЬ
Парадоксальное заявление с последующей расшифровкой.
Приём неожиданность позволяет застать слушателя врасплох,
встряхнуть малоактивную аудиторию, произвести впечатление.
Например, оратор заявляет: «Оптимист – это неудачник!»,
и добавляет затем «…который считает, что все хорошо».
Данный ораторский метод следует применять
достаточно редко и к месту, чтобы не сгладить эффект.

ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ (ХИАЗМ)Ораторский приём, заключающийся в перекрёстном изменении логических окончаний двух параллельных фраз.Большинство знаменитых высказываний философов имеет в

Слайд 22ПОСЛЕСЛОВИЕ
Главная цель любого публичного выступления – это…
Как вы думаете, что?

Нет, не информация.
Целью выступления является передача отношения оратора к теме,
его субъективная точка зрения.
Донёс оратор свою точку зрения до зала,
сумел убедить слушателей – выступление состоялось!
Не донёс, застрял на полпути – плохой оратор.
ПОСЛЕСЛОВИЕГлавная цель любого публичного выступления – это… Как вы думаете, что? Нет, не информация. Целью выступления является

Слайд 23Ораторское искусство –
это возможность проявить риторические способности
и индивидуальные творческие

возможности.

НЕОБХОДИМО ВСЕГДА ПОМНИТЬ О СИЛЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ РИТОРИКИ, ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА !

Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям –
никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид больших способностей другого.
Когда тебе придет в голову позавидовать тому,
что кто-то идёт впереди тебя, подумай о тех, кто следует сзади.
СЕНЕКА

Ораторское искусство – это возможность проявить риторические способности и индивидуальные творческие возможности.НЕОБХОДИМО ВСЕГДА ПОМНИТЬ О СИЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Слайд 24Именно риторические приёмы помогают выступающему
добиться убеждающего эффекта, создать образ, увлечь

зал.
И конечно, важной составляющей успеха выступления
являются сила голоса оратора, безупречная техника речи.
Именно риторические приёмы помогают выступающему добиться убеждающего эффекта, создать образ, увлечь зал. И конечно, важной составляющей успеха

Слайд 25СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть