Слайд 1Трудный ребёнок.
Способы и приемы работы
с «трудными детьми».
Подготовила: Горлова Г.И.
Слайд 2Кто такие «трудные дети»?
1. Ребёнок с плохим поведением и неумением контролировать
себя.
2. Не способный отвечать за свои действия.
3. Совершающий необдуманные и импульсивные поступки.
4. Легко возбудимый и вспыльчивый.
5. Довольно трудно идущий на контакт со взрослыми, не признающий даже явных авторитетов.
6. Отличающийся дерзостью, жестокостью и мстительностью.
7. Часто провоцирующий драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.
Слайд 3Почему ребенок стал таким «трудным»?
Психические заболевания в семье.
Конфликты между родителями.
Пренебрежение и
жестокое обращение.
Отсутствие любви и заботы.
Развод родителей.
Нереализованная потребность в любви, принятии, принадлежности, ценности и нужности родным и близким.
Слайд 4Признаки трудного ребенка:
У него существуют проблемы с обучаемостью.
Ребенок скандалист и хулиган.
Ребенок
спит на уроках.
С трудом находит общий язык с одноклассниками и учителями.
Ребенок ищет «нишу», где он будет значимым (социально значимая группа, дворовая команда, бандитская группировка).
Он не желает помощи со стороны других людей.
Становится замкнутым и необщительным.
Интернет-общение преобладает над реальным общением.
Слайд 5Современные молодежные направления и группировки
Молодежные группировки
НЕ являются деструктивными
ЯВЛЯЮТСЯ деструктивными
Ванильки Группы смерти
Ворка́ут Арестантский уклад един
Файер-шоу Геймеры
Историческое реконст-е
Слайд 6Как можно распознать, что ребенок попал под влияние группировки?
Нарушение сна, питания.
Резкие
изменения в поведении подростка.
Снижение успеваемости в школе, прогулы уроков.
Ребёнок пропадает где-то долгое время и на вопрос "Где ты был?" отвечает неохотно, скорее всего, лжёт.
Утрата интереса к прежним увлечениям – чтению, спорту, играм.
Появление странных знакомств, о которых ребёнок скрывает.
Появление скрытности и замкнутости в поведении.
Ребёнок перестал общаться со своими прежними друзьями, одноклассниками.
Становится агрессивным, выдвигает обвинения в адрес взрослых.
Частые перепады настроения.
Ребёнок перестаёт делиться с родителями, учителями новостями и переживаниями.
Ребёнок отказывается от семейных традиций, совместных ужинов, выездов на природу, походов в кино, театр и т.д.
Слайд 7Какой способ действий, поведения с «трудными подростками» можно предложить родителям?
Не осуждать,
не вступать в конфронтацию.
Постараться разговорить ребёнка, наладить с ним эмоциональную связь, вывести на откровенный разговор.
Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.
Поощрять полную откровенность.
Больше слушать, чем говорить.
Слайд 8Какой способ действий, поведения с «трудными подростками» можно предложить родителям?
Определять, справляется
ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия.
Если симптомы сохраняются, в особенности, если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, необходима консультация детского психолога или психиатра.
Получать сведения от учителей и друзей об изменениях в поведении ребёнка, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях.
Родители ответственны за то, что происходит с ребёнком, на том основании, что они взрослые.
Важно ребенка учить внимательному отношению к членам семьи, чтобы он умел заботиться о них, чувствовал их нужды и переживания.
Слайд 9Что должен сделать педагог для того,
чтобы помочь трудному ребенку?
Составить психолого-педагогическую характеристику (какой ребенок в классе является отверженным, изгоем, из неблагополучной семьи) на класс и трудного учащегося совместно с психологом и социальным педагогом.
Побеседовать в непринужденной обстановке и наладить контакт с таким ребенком.
Пообщаться с родителями и выяснить причину такого поведения.
Посещать трудных учащихся на дому. Здесь вам может помочь социальный педагог.
Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.
Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.
Контролировать занятость трудных учащихся
в общественной работе класса и школы.
Слайд 10Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками:
Ясно сформулировать взрослеющему
человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное.
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Слайд 11Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками:
Не пытаться загнать
подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
В личных беседах усиливать целенаправленную
жизненную ориентацию подростков и развивать
их идеал Я.
Слайд 12Рекомендации психолога по общению с трудными детьми:
1. Не отказывайте ребёнку в
общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела!
2. Прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед вам необходимо установить доверительные отношения с ребёнком.
3. Разговаривайте с учащимся на интересующие его темы, изучайте молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми».
4. Ни в коем случае не критикуйте молодежные движения, стили, музыку, моду в присутствии подростка иначе потеряете нить общения с ним.
5. Никогда не обсуждайте личность ученика и его поступки в
присутствии других людей, особенно друзей или сверстников.
6. Никогда не оскорбляйте ребёнка.
Слайд 13Рекомендации психолога по общению с трудными детьми:
7. На какой-либо проступок надо
реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
8. Ребёнка необходимо поддерживать.
9. Обеспечьте возможность трудному ребёнку занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
10. Помните, что наиболее восприимчивы трудные дети к рассказам (желательно реальным) о таких же, как они сами (хулиганам - о хулиганах и т.п.).
11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих
неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
12. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного
физического и психологического давления на трудных детей.
Слайд 14Помните:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде,
он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Слайд 15
Успехов в новом учебном году!
Спасибо за внимание!