Слайд 1Речевое развитие детей шестилетнего возраста.
Учитель-логопед: Мазунина Наталья Петровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад № 46
Слайд 2На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Всё
чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания.
Слайд 3Словарь дошкольников шести лет достаточно велик и уже не поддается точному
учету. Есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой. Хорошей проверкой и показателем овладения словарем является умение детей:
подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы);
подбирать наибольшее количество прилагательных к определенным существительным;
подбирать близкие по смыслу слова (синонимы).
Слайд 4К шести годам дети овладевают грамматическим строем речи и пользуются им
достаточно свободно. Усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения, образуют новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей – «учитель»), образует прилагательные от существительных (ключ из металла – «металлический»). Но встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»), употребление некоторых существительных множественного числа в родительном падеже («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых имен существительных («На «пианине» стоят часы»).
Слайд 5У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная речь. На вопросы отвечает
развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.
Слайд 6Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только
определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Слайд 7Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного
языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».
Слайд 8Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у
детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения:
замены ([р] заменяется на [л] или [й]; [л] заменяется на [л’] или [в]);
искажения (межзубное произношение свистящих, щечное произношение шипящих звуков, горловое произношение звука [р]);
смешения.
Слайд 9Рекомендации:
1. Разговаривать с ребенком о любых событиях его жизни (обсуждения о
просмотренном мультфильме, прочитанном произведении, о пройденном дне в детском саду и др.).
2. Чтение книг, посещение библиотеки.
3. Речевые игры с ребенком.
Слайд 10 К концу шестого года ребенок достигает довольно
высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.