Слайд 1Речевая готовность ребёнка к школе
Слайд 2Как говорили мудрецы, предупрежден – значит, вооружён.
Слайд 3 Речевые нарушения в дошкольном возрасте в дальнейшем часто приводят к
школьной неуспеваемости.
Речь - одна из важнейших психических функций человека
Слайд 4
- навык чтения не сформирован (не знает всех букв; знает буквы,
но не «сливает» в слоги, «набирает» по буквам);
- ребенок – левша;
- ребенок посещал логопедическую группу (по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФН), общего недоразвития речи (ОНР), для детей с заиканием;
- есть проблемы с мелкой и общей моторикой;
- присутствует двуязычие в семье;
- у ребёнка вялая артикуляция, нарушение звукопроизношения;
- словарь не соответствует возрастной норме;
- в речи присутствуют аграмматизмы;
- связная речь не развита.
Ежегодно на логопедические занятия приходят первоклассники, у которых в процессе обследования выявляются следующие особенности:
Слайд 5 Задача родителей –
вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться
в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку.
важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.
Слайд 6ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
НАРУШЕНИЯ
Возрастные
особенности
дошкольников:
несформированность
фонематического
восприятия;
слабость и
недостаточная
подвижность мышц
артикуляционного
аппарата
Социальные
факторы:
ограничение
общения;
искаженная форма
общения;
двуязычие в семье;
дефектное
речевое
окружение.
Слайд 7ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Органические центральные:
наследственные факторы;
травмы головного мозга;
инфекции, в
т.ч. нейроинфекции (энцефалит, менингит);
интоксикации – воздействие на мозг ядов (лекарственного, промышленного, бытового происхождения).
ОРГАНИЧЕСКИЕ
НАРУШЕНИЯ
Органические периферические:
короткая уздечка
языка;
неправильное
строение или отсутствие
зубов;
нарушения в
строении челюстей.
Слайд 8Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
ДИСЛЕКСИЯ (АЛЕКСИЯ)
РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
Слайд 9Фонетический дефект
Составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются
только дефектов произношения звуков без сопутствующих проявлений.
Такие дефекты не сказываются на усвоении детьми программы общеобразовательной школы.
Эти учащиеся, приобретают к школьному возрасту определённый запас более или менее устойчивые представлений о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения звуков.
Учащиеся с такими составляют 50-60% от общего количества детей.Среди этих учащихся неуспевающих нет.
Слайд 10Фонетико-фонематическое недоразвитие
Составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой
стороны речи произношение, фонематические процессы.
Они смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции. Причём, у школьников в большинстве случаев нарушение распространяется лишь на какую-либо пару звуков, например ,С-Ш, Ж-З, Д-Т..
Эти дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков.
Всё это нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющего в ошибках при чтении и письме. Количество учащихся составляет примерно 20-30% от общего количества
Слайд 11Общее недоразвитие речи
Составляют учащиеся, у которых на ряду с нарушениями
произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка – общее недоразвитие речи.
Это приводит к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтения и письма, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Слайд 12Развитый речевой слух позволяет:
дифференцировать схожие по звучанию фонемы;
правильно произносить звуки,
четко
произносить слова, соблюдая звукослоговую последовательность;
владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
успешно освоить письмо и чтение: не допускать ошибок в обозначении мягкости согласных на письме при
помощи «ь» и гласных нижнего ряда,
дифферецировать согласные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости, и.т.д.
Слайд 14Развитие мелкой моторики
У детей при ряде речевых нарушений отмечается
выраженная
в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Слайд 16Развивайте, фонематический слух!
Слайд 17Готовность к школе -
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют
в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Слайд 18Именно вашей речью пополняется активный и пассивный запас, и связная речь
ребёнка
Слайд 19Помните – он запоминает что вы говорите и как вы говорите
Слайд 20Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
Правильное произношение всех
звуков
Умение различать звуки речи на слух
Владение навыками звукового анализа и синтеза
Словарный запас
Сформированность грамматического строя речи
Связную речь
Речевую коммуникацию
Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
Слайд 21 Звукопроизношение и фонематический слух:
в
норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Слайд 22Владение навыками звукового анализа и синтеза:
умение выделять звук на фоне слова;
слышать и выделять первый и последний звук в слове;
определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
называть слова с заданным звуком;
уметь составлять слова из звуков;
дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слайд 23Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры
(аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Слайд 24Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой
словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
Слайд 25Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования
и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Слайд 26Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
пересказывать небольшие по
объёму рассказы и сказки
составлять рассказ по картинке
составлять рассказ по серии картин
отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
на лексику (полнота и точность использования слов),
на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Слайд 27Речевая коммуникация
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
уметь слушать и
понимать речь,
строить общение с учетом ситуации,
легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
ясно и последовательно выражать свои мысли,
пользоваться формами речевого этикета.
Слайд 28Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика,
игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
Слайд 29К 6 – 7 годам ребёнок должен:
Хорошо знать свой адрес, название
города, где он проживает, название страны, столицы.
Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери).
Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках.
Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. .
Слайд 30К 6 – 7 годам ребёнок должен:
Знать основные виды деревьев, цветов,
различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы
Слайд 31Company Logo
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
О
У
Э
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПРИЕМЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
А
И
Р
С
Слайд 32Если вашему ребёнку 7 лет, и вы заинтересованы в успешном обучении
в школе, то обратите внимание на его речевое развитие.
Ребёнок, поступающий в школу, должен:
-правильно произносить все звуки родного языка;
-различать и называть слова с определённым звуком;
-уметь определять место звука в словах (начало-середина-конец);
-делить слова на слоги;
-составлять слова из слогов;
-иметь представление о предложении;
-использовать разные способы образования слов;
-пересказывать знакомые сказки и рассказы;
-составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок);
Слайд 33Советы логопеда:
Расширять словарный запас ребёнка (Чтение книг, прослушивание аудиокниг, кукольный театр
и т.п.)
Формировать связную речь
Развивать правильное звукопроизношение (главным образом через игры со звукоподражанием)
Слайд 34Итог
Нарушения речевого развития могут приводить к целому ряду неблагоприятных
последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма. Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования ребёнка и должно находиться под контролем.
Слайд 35Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии
и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить».
Необходимо обратиться к логопеду.