Слайд 1 Выполнила:
учитель-логопед МБДОУ №90
Белова М.П
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Мастер –класс по взаимодействию
с родителями
Логопедическая разминка
Слайд 2Скоро
в школу
1
Образец речи в семье
2
Собственный речевой опыт
3
Совместная работа ДОУ
и родителей
КРАСИВАЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА
Слайд 3Причины нарушения речи
Скоро
в школу
Биологические факторы.
Гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые
травмы. В первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции.
Социально-психологические факторы.
Приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям
стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.
ребенку скорее
овладеть правильной речью:
ребенок должен слышать только правильную речь в семье;
разговаривайте с ребенком;
выслушивайте его внимательно, не обрывайте;
говорите и отвечайте на все его вопросы спокойно, неторопливо, правильно произносите звуки и слова;
играйте в слова.
привлекайте родителей к занятиям
Слайд 5Игры и пособия помогают:
формировать положительную мотивацию к занятиям;
преодолевать
барьер в общении;
создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
Слайд 6Дидактические игры очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.
В
качестве дидактического материала используются:
печатный материал
игрушки
реальные предметы
объекты природы
Дидактические игры дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
Расширять и уточнять знания детей
Развивать мыслительные операции
Совершенствовать речь
Развивать все психические процессы.
Слайд 8
Речевая игра на закрепление делить слова на слоги, умение определять род
существительного
С точки зрения детского сада:
ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков
С позиции школы:
опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки
Слайд 9"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
У этой игры есть два варианта. Первый
вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
1. С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2. Без опоры на картинки:
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
Слайд 10 Игра : Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш) . Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
Игра «Назови ласково»
Цель: автоматизация звука Р в словах; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Послушай слова, назови ласково.
Образец: рот – ротик, рука – ручка, рыба – рыбка, роза – розочка, огород – огородик, пирог – пирожок, перо – перышко и т. д.
Слайд 11 Игра «Назвать самое длинное слово»
Взрослый произносит цепочку слов,
ребёнок на слух выделяет самое длинное слово.
ДОМ – ГРУЗ – ВИНТ – ЭКСКАВАТОР – КРАН – СКЛАД
Игра «Назвать самое короткое слово»
Взрослый произносит четыре слова, а ребёнок говорит, какое слово самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ - КАМЕНЩИК - ДОМ – СТЕКОЛЬЩИК
Игра- упражнение «Хлопни в ладоши».
Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов
Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э ;ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.
Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].
Слайд 12Игра «Закончи сам»
Цель – развитие воображения, связной речи.
Педагог рассказывает детям
начало сказки, рассказа, либо начало выдуманной истории, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.
Слайд 13Игра «Посели в домик»
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
Слайд 14
Составь предложения, вставляя в окошечки нужные предлоги
а затем составь рассказ,
используя эти предложения
С точки зрения детского сада:
ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков
С позиции школы:
опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки
Работа над правильным употреблением
предлогов «Кто где живёт?»
Слайд 17Будущий первоклассник должен быть достаточно активным в общении, уметь слушать и
понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми.
Слайд 18
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Сухомлинский В.А.