Слайд 1
Развитие связной речи
у детей с ОВЗ
КОУ ВО «Верхнемамонская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Учитель-логопед Самбурова Е.А.
Слайд 2 Основная задача логопедического воздействия на учащихся с нарушением интеллекта – научить
их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Связная речь -это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное , смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основными целями построения связного высказывания являются:
Программирование смысловой структуры высказывания;
Установление связности и последовательности высказывания;
Отбор языковых средств.
Слайд 3Уровни программирования речи:
Внутреннее(смысловое) программирование.
Грамматическое структурирование.
Моторная кинетическая организация высказывания.
Слайд 4 Внутреннее программирование включает:
Процесс построения некоторой схемы, на
основе которой порождается речевое высказывание.
Мотив.
Замысел.
Семантическая запись.
Внутренняя предикативная схема высказывания.
- Что сказать? В какой последовательности и как сказать?
Слайд 5 Процесс грамматического структурирования включает:
Нахождение грамматической конструкции.
Определение места элемента
в синтаксической структуре.
Наделение его грамматическими характеристиками.
Слайд 6 Работа по развитию речи ведётся по трём направлениям:
Работа над
словом.
Работа над словосочетанием и предложением.
Работа над связной речью.
Слайд 7 Словарная работа включает в себя :
Обогащение
словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новые значения слов; развитие активно пользоваться разными способами словообразования;
Уточнение словаря, т. е углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.
Слайд 8 Последовательность работы над словом:
Практическое овладение навыками образования слов при
помощи суффиксов и адекватное их употребления;
Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватное их употребления;
Понятие о родственных словах;
Практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;
Понятие о многозначности слов.
Слайд 9 Работа над словосочетанием и предложением
Словосочетание -сочетание двух или
нескольких слов,
объединенных по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.
Предложение-это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.
Основные виды упражнений:
Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
Конструктивные упражнения- это построение предложений на основе усвоенных закономерностей.
Творческие упражнения не предполагают образца.
:
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме (птицы, гнезда, строят);
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (птица, гнездо, строить);
Составление предложений - полных ответов на вопросы (Какая птица любит блестящие вещи? Сорока любит блестящие вещи);
Составление предложений -кратких ответов на вопросы;
Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схем;
Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст;
Дополнение предложений нужным по смыслу словом;
Составление сложносочиненных предложений из простых;
Деление сложносочиненных предложений на простые предложения.;
Работа с деформированными предложениями;
Нахождение логических ошибок в предложении;
Слайд 11Редактирование простых предложений с повторяющимися однокоренными словами (Мы с братом любим
праздновать праздники.);
Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами( Сегодня последний день. Сегодня дождливый день);
Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование сложноподчиненных предложений .(Мой брат закончил в прошлом году школу. В этой школе теперь учусь я.) ;
Работа с простыми деформированными предложениями. Восстановление правильного порядка слов в предложении. ( Мы пили чай в гостях с вареньем);
Редактирование сложноподчиненных предложений.(Мужчина вошел в дом, на котором был синий плащ);
Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему.
Слайд 12 Требования к речевым упражнениям:
систематичность
последовательность
взаимосвязь упражнений
перспективность
умение подчинять их единой цели
Слайд 13 Работа над связной речью ( Текст)
Цель данного этапа- развитие
и совершенствование умений связного высказывания.
Формирование практических представлений о тексте.
Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искаженных вариантов( пропуск начала, середины конца;, добавление слов предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих тему).
Развитие умений и навыков анализировать текст:
- определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
Слайд 14 Работа над текстом.
Развитие
умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания
заключается в следующем:
Определять последовательность развертывания высказывания (план);
Определять замысел высказывания;
Определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;
Отобрать языковые средства , адекватные замыслу высказывания;
Составить план связного высказывания.
Слайд 15 Формирование практически представлений о тексте:
Текст- это группа предложений
, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.
Виды упражнений:
Упражнения на сравнение рассказа и набора слов из него.
Упражнения на сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
Упражнения на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно сильного предложения.
Упражнения на сравнение рассказа и его деформированного варианта.
Упражнения на сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.
Упражнения на сравнение рассказа и отдельного предложения.
Слайд 16 Развитие умений и навыков анализировать текст.
Виды заданий:
определить, есть ли среди предложенных слов те, которые можно объединить в одну тему;
определить, есть ли среди предложенных предложений те, которые можно объединить в одну тему и соединить так, чтобы получился маленький рассказ;
определить, какие тексты объединены одной темой;
выбрать наиболее точный заголовок для текста из предложенных;
определить по заголовку тему;
найти в тексте предложения, которые не соответствуют теме и заголовку;
найти в тексте предложение, которое отвлекает от раскрытия основной мысли;
найти в тексте часть, которая не соответствует заголовку, придумать тот заголовок, который объединял бы все предложения;
Слайд 17упражнения на определение основной мысли; какова мораль басни;
найти в тексте предложение,
в котором выражена основная мысль;
определить соответствует ли содержание текста его названию. Подобрать более точное;
восстановить предложения в тексте так, чтобы получился понятный рассказ;
установить все ли части в тексте сохранены(начало, основная часть, конец);
Определить где начало, средняя часть, концовка;
Дополнить текст по данному началу;
Дополнить текст по данному концу;
Составить основную часть текста;
Определить начало, среднюю часть, концовку текста. Соединить их так, чтобы получился рассказ.;
Определить по началу и концу, что пропущено в тексте;
Определить, какая концовка больше подходит к тексту. Почему?
По началу текста придумать продолжение и конец.
План текста. Опорные слова.
План текста- схема построения текста.
Слова, по которым можно определить тему текста, называются опорными словами. Они отражают основное содержание текста и служат как бы опорой при пересказе текста. Опорные слова несут большую смысловую нагрузку в раскрытии темы текста.
Задачи: находить опорные слова; определять роль опорных слов в тексте; составлять сказки по опорным словам; развивать их творческое воображение.
Виды заданий:
Отгадай сказку по опорным словам;
Подбери опорные слова к сюжетным картинкам;
Игра «Назови опорные слова к сказке»;
Игра « Продолжи сказку»;
Будем сказку сочинять;
По опорным словам пересказать рассказ.
Определить какие еще слова можно выделить в тексте как ключевые.
Игра «Добавь опорные слова». Продолжи ряд слов;
Игра « Найди лишнее слово»;
Найти в тексте 4-5 опорных, самых главных ( по твоему мнению) слова
Слайд 19 Порядок работы с текстом.
Знакомство с текстом. Чтение
текста (2-3 учащихся).
Выделение в тексте слов с непонятным лексическим значением.
Докажите, что это текст.
Определите тему текста.
Определите основную мысль текста.
Озаглавьте текст. Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.
К какому типу относится текст? Докажите. Определите особенности данного типа текста.
По какой схеме строится текст. Выделите части построения текста.
Сколько частей в тексте? Сколько пунктов плана?
Чтение каждой части текста, обсуждение и запись соответствующего пункта текста в тетрадь.
Пересказ текста по плану.
Слайд 20Приёмы правки текста:
Редактировать- значит проверять, исправлять текст.
Убери лишнее.
Восстанови последовательность текста.
Выбери самое
главное.
Упражнения:
Найдите логические ошибки в предложении;
Найдите предложения, которые считаете лишними, отвлекающими от раскрытия основной мысли.
Восстановите порядок следования частей.
Соответствует ли содержание текста его названию
Правильно ли определены границы предложений в тексте.
Удачно ли выбраны слова для выражения мысли.
Все ли части текста сохранны.
Удачно ли использованы средства связи.
Найти предложения в тексте, в котором нарушен порядок слов.
Есть ли в тексте повторяющие слова, замените их другими.
Слайд 21Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания
Виды работ :
Работа над предложением:
Восстановление деформированных предложений.
Выделение предложений из сплошного текста.
Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Формирование монологической речи:
Составление рассказа из отдельных предложений.
Составление рассказа по вопросам.
Составление рассказа по картинкам и вопросам.
Составление рассказа по серии картин.
Составление рассказа по сюжетной картине.
Составление рассказа по опорным предметным картинам .
Составление рассказа по опорным словам.
Редактирование текста.
Последовательный пересказ.
Выборочный пересказ.
Творческий пересказ.
Краткий пересказ.
Устные сочинения.
классы.
Работа над предложением:
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Предложения из отдельных слов.
Ответы на вопросы.
Работа над текстом:
Рассказ из отдельных предложений.
Рассказ по вопросам.
Рассказ по картинкам и вопросам .Картинки и задания носят описательный или сравнительный характер.
Рассказ по началу.
Рассказ по серии картин.
Свободные диктанты.
План к каждой части рассказа.
Деление рассказа на законченные части.
5 - 7 классы
Работа над предложением:
Предложение и словосочетание.
Связь слов в предложении.
Предложения с однородными членами.
Сложные предложения.
Работа над текстом:
Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Составление связного текста из деформированных предложений.
Составление рассказа из данных предложений.
Свободный диктант.
Письменные ответы на вопросы.
Образные слова и выражения в нашей речи.
Составление рассказа по данному плану.
Составление сокращенного рассказа.
Составление рассказа по его началу.
Составление рассказа по его концу.
Замена в тексте лица рассказчика.
Слайд 24
Работа по составлению связных высказываний с элементами творчества.
Рассказ
с элементами описания.
Выборочное выписывание из текста по заданию.
Изложение по самостоятельно составленному плану.
Сочинения по примерным образцам.
Темы для составления рассказа.
Слайд 25Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи учащихся с нарушением интеллекта,
с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.
Использование данных видов работы на логопедических занятиях поможет значительно повысить уровень развития связной речи у учащихся коррекционной школы.
Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи учащихся с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.
Использование данных видов работы на логопедических занятиях поможет значительно повысить уровень развития связной речи у учащихся коррекционной школы.
Слайд 26Библиографический список:
1. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва
«ВЛАДОС»,
1999 г.
2. Н. Г. Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Москва «ВЛАДОС», 2012 г.
3. С. Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. С-П. «КАРО», 2006г.