Презентация, доклад на тему Развитие пространственно- временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Содержание

Актуальность проблемы. Способность ориентироваться в пространстве и времени играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребенка и осознании им своего места в нем. Особенно актуальна проблема освоения пространства и времени у детей с ЗПР, так как развитие

Слайд 1Проект


Развитие пространственно- временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с

ЗПР




Выполнил:
Кручинина Ольга Андреевна,
МКОУ ДПО «УМОЦ», г. Видное
Проект Развитие пространственно- временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПРВыполнил:Кручинина Ольга Андреевна,МКОУ ДПО «УМОЦ», г.

Слайд 2Актуальность проблемы.
Способность ориентироваться в пространстве и времени играет исключительную роль в

формировании целостной картины мира ребенка и осознании им своего места в нем.
Особенно актуальна проблема освоения пространства и времени у детей с ЗПР, так как развитие пространственно – временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности.
Актуальность проблемы.	Способность ориентироваться в пространстве и времени играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребенка и

Слайд 3Цель данной работы: развитие пространственно – временных представлений у детей старшего

дошкольного возраста с ЗПР с помощью игр и игровых упражнений.
Объект исследования: пространственно – временные представления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: методы коррекционной работы по преодолению недостатков в развитии пространственно – временных представлений.
Гипотеза исследования: использование игр и игровых упражнений способствует преодолению трудностей в пространственно – временной ориентации.



Цель данной работы: развитие пространственно – временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью

Слайд 4Задачи:
Изучить и проанализировать социальную психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования

пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
Провести диагностическую работу, направленную на выявление уровня развития пространственно-временных представлений;
Подобрать методы и приемы, направленные на коррекцию имеющихся у детей с ЗПР трудностей овладения пространственно-временными представлениями.
Проанализировать эффективность проведенной работы и сделать выводы.

Задачи:Изучить и проанализировать социальную психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного

Слайд 5 Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная

незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Задержка психического развития у детей рассматривается как сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром

Слайд 6 У детей с задержкой психического развития процесс чувственного познания имеет свои

особенности и трудности. Им сложно воспринимать пространственные и временные понятия, и еще труднее ими оперировать в своей жизни. Дети не всегда ориентируются в своем теле, отмечаются смешение понятий «право – лево», «над – под», «перед – позади». Отмечаются нарушения понимания пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении.




У детей с задержкой психического развития процесс чувственного познания имеет свои особенности и трудности. Им сложно воспринимать

Слайд 7 Дети с задержкой психического развития смешивают понятия времен года и месяцев,

не умеют подробно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года, они определяют зиму и лето. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления.
Часто дети затрудняются ответить на вопрос «когда у тебя день рождения?».
Дети с задержкой психического развития смешивают понятия времен года и месяцев, не умеют подробно рассказать об отличительных

Слайд 8 Экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ Учебно-методического образовательного центра г. Видное,

в службе сопровождения замещающих семей.
В эксперименте приняли участие дошкольники с задержкой психического развития в возрасте 6 – 6,5 лет, в количестве 5 человек – 2 девочки и 3 мальчика.

Экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ Учебно-методического образовательного центра г. Видное, в службе сопровождения замещающих семей.	В эксперименте

Слайд 9 Изучение понимания вербальных средств, обозначающих пространство, осуществлялось с помощью практических разработок

и материалов Забрамной С.Д., Боровик О.В., Иншаковой О.Б., Колесниковой О.М.
В процессе обследования пространственных представлений изучалось:
ориентировка в «схеме собственного тела»;
умения различать правую – левую стороны у собеседника и в изображении на картинке;
выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости;
умение ориентироваться на листе бумаги и умение понимать право – лево, верх – низ, середина.

Изучение понимания вербальных средств, обозначающих пространство, осуществлялось с помощью практических разработок и материалов Забрамной С.Д., Боровик О.В.,

Слайд 10 В таблице представлены баллы за каждое задание и общее количество баллов

по блокам.


В таблице представлены баллы за каждое задание и общее количество баллов по блокам.

Слайд 12 Изучение понимания о временных единицах осуществлялось по методике, в основе которой

лежат материалы Рихтерман Т.Д. и Тарабариной Т.И.
С помощью данной методики у детей исследовались представления:
о частях суток;
о временах года;
о днях недели;
понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Изучение понимания о временных единицах осуществлялось по методике, в основе которой лежат материалы Рихтерман Т.Д. и Тарабариной

Слайд 13 В таблице представлены баллы за каждое задание и общее количество баллов

по блокам.


В таблице представлены баллы за каждое задание и общее количество баллов по блокам.

Слайд 14 Согласно методике, высокий уровень развития пространственных и временных представлений соответствует диапазону:
от

85% до 100% - высокий уровень;
от 50% до 84% - средний уровень;
от 0% до 50% - низкий уровень.
Из полученной таблицы видно, что на высоком уровне нет ни одного ребенка, на низком уровне два ребенка: Иван Я., и Сергей В., на среднем уровне три ребенка: Ксения В., Кира К., Сергей П., причем он приближается к нижней границе нормы.

Согласно методике, высокий уровень развития пространственных и временных представлений соответствует диапазону:от 85% до 100% - высокий уровень;от

Слайд 15 Коррекционная работа по формированию пространственно – временных представлений .
1. Умение ориентироваться в

«собственном теле».
Задачи данного этапа: уточнять местоположение и название различных частей тела; формировать представления о «схеме собственного тела»; учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.
Игра «Обезьянки». Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Ребенку надо было, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать все части лица и тела.
Игра «Солнышко». Ребенку предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос), нужно выложить на нем части лица (брови, глаз, губы).
Упражнение «Бабочка».
Игра «Вратарь.

Коррекционная работа по формированию пространственно – временных представлений	.	1. Умение ориентироваться в «собственном теле».	Задачи данного этапа: уточнять местоположение

Слайд 16 2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
Задачи этапа: учить располагать объекты по

отношению к собственному телу; учить детей со схемой тела человека стоящего напротив.
Игра «Лицом друг к другу». Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо и т.д.
Игра «Что изменилось». Знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (справа), может оказаться внизу (слева), и наоборот.
Игра «Впереди – позади». Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой), квадрат позади себя (за собой), треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя.
Игра «Расскажи про меня». Педагог стоит лицом к ребенку, который показывает и называет его части тела (правая рука, левый глаз и т.д.).
Игра «Что, где находится». Шкаф находится справа, а дверь слева от меня.

2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.	Задачи этапа: учить располагать объекты по отношению к собственному телу; учить детей

Слайд 17 3. Развитие ориентировки в двухмерном пространстве.
Ориентировка в двумерном пространстве начиналось со

знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов.
Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Педагог просит назвать или показать предметы, которые находятся: в правом верхнем углу, в центре листа и т.д.
Игра «Муха». По речевой инструкции двигать «муху» по полю, расчерченному на клетки, а потом сказать, где остановилась «муха» (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз и т.д.
Игра «Я еду на машине». Перед ребенком лежит лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Ребенок, слушая инструкцию педагога, передвигает машину в нужном направлении.


3. Развитие ориентировки в двухмерном пространстве.	Ориентировка в двумерном пространстве начиналось со знакомства с чистым листом бумаги и

Слайд 18 4. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
Коррекционная работа

начиналась с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций.
Игра «Инструкция». На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: «Возьми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки» и т. д.
Игра «Закончи фразу». Педагог на глазах у ребенка раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а ребенок договаривает конец этой фразы: Я кладу кружок... (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок... (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).

4. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.	Коррекционная работа начиналась с уточнения предлогов и закрепления

Слайд 19 5. Развитие представлений об основных временных единицах.
Время является особенно сложным объектом

познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями – текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

5. Развитие представлений об основных временных единицах.	Время является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени

Слайд 22 Из данных видно, что в целом после обучающей коррекционной работы можно

отметить положительную динамику у дошкольников с задержкой психического развития.
Существенно повысилась способность ориентироваться в «схеме тела» человека стоящего напротив. Дети стали уверенно ориентироваться на листе бумаги. Уверенно называют последовательность времен года, уверенно раскладывают картинки по порядку с временами года. Уровень представлений о днях недели значительно повысился, дети стали по порядку называть их. Улучшилось представление о понятиях «сегодня», «вчера», «завтра».
Таким образом, анализируя результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, можно сделать выводы, о том, что использование игр и игровых упражнений способствуют преодолению трудностей в пространственно – временных представлениях.

Из данных видно, что в целом после обучающей коррекционной работы можно отметить положительную динамику у дошкольников с

Слайд 23



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть