Слайд 1Проект
Развитие пространственно- временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР
Выполнил:
Кручинина Ольга Андреевна,
МКОУ ДПО «УМОЦ», г. Видное
Слайд 2Актуальность проблемы.
Способность ориентироваться в пространстве и времени играет исключительную роль в
формировании целостной картины мира ребенка и осознании им своего места в нем.
Особенно актуальна проблема освоения пространства и времени у детей с ЗПР, так как развитие пространственно – временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности.
Слайд 3Цель данной работы: развитие пространственно – временных представлений у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР с помощью игр и игровых упражнений.
Объект исследования: пространственно – временные представления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: методы коррекционной работы по преодолению недостатков в развитии пространственно – временных представлений.
Гипотеза исследования: использование игр и игровых упражнений способствует преодолению трудностей в пространственно – временной ориентации.
Слайд 4Задачи:
Изучить и проанализировать социальную психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования
пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
Провести диагностическую работу, направленную на выявление уровня развития пространственно-временных представлений;
Подобрать методы и приемы, направленные на коррекцию имеющихся у детей с ЗПР трудностей овладения пространственно-временными представлениями.
Проанализировать эффективность проведенной работы и сделать выводы.
Слайд 5 Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная
незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Задержка психического развития у детей рассматривается как сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
Слайд 6 У детей с задержкой психического развития процесс чувственного познания имеет свои
особенности и трудности. Им сложно воспринимать пространственные и временные понятия, и еще труднее ими оперировать в своей жизни. Дети не всегда ориентируются в своем теле, отмечаются смешение понятий «право – лево», «над – под», «перед – позади». Отмечаются нарушения понимания пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении.
Слайд 7 Дети с задержкой психического развития смешивают понятия времен года и месяцев,
не умеют подробно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года, они определяют зиму и лето. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления.
Часто дети затрудняются ответить на вопрос «когда у тебя день рождения?».
Слайд 8 Экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ Учебно-методического образовательного центра г. Видное,
в службе сопровождения замещающих семей.
В эксперименте приняли участие дошкольники с задержкой психического развития в возрасте 6 – 6,5 лет, в количестве 5 человек – 2 девочки и 3 мальчика.
Слайд 9 Изучение понимания вербальных средств, обозначающих пространство, осуществлялось с помощью практических разработок
и материалов Забрамной С.Д., Боровик О.В., Иншаковой О.Б., Колесниковой О.М.
В процессе обследования пространственных представлений изучалось:
ориентировка в «схеме собственного тела»;
умения различать правую – левую стороны у собеседника и в изображении на картинке;
выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости;
умение ориентироваться на листе бумаги и умение понимать право – лево, верх – низ, середина.
Слайд 10 В таблице представлены баллы за каждое задание и общее количество баллов
по блокам.
Слайд 12 Изучение понимания о временных единицах осуществлялось по методике, в основе которой
лежат материалы Рихтерман Т.Д. и Тарабариной Т.И.
С помощью данной методики у детей исследовались представления:
о частях суток;
о временах года;
о днях недели;
понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Слайд 13 В таблице представлены баллы за каждое задание и общее количество баллов
по блокам.
Слайд 14 Согласно методике, высокий уровень развития пространственных и временных представлений соответствует диапазону:
от
85% до 100% - высокий уровень;
от 50% до 84% - средний уровень;
от 0% до 50% - низкий уровень.
Из полученной таблицы видно, что на высоком уровне нет ни одного ребенка, на низком уровне два ребенка: Иван Я., и Сергей В., на среднем уровне три ребенка: Ксения В., Кира К., Сергей П., причем он приближается к нижней границе нормы.
Слайд 15 Коррекционная работа по формированию пространственно – временных представлений .
1. Умение ориентироваться в
«собственном теле».
Задачи данного этапа: уточнять местоположение и название различных частей тела; формировать представления о «схеме собственного тела»; учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.
Игра «Обезьянки». Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Ребенку надо было, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать все части лица и тела.
Игра «Солнышко». Ребенку предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос), нужно выложить на нем части лица (брови, глаз, губы).
Упражнение «Бабочка».
Игра «Вратарь.
Слайд 16 2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
Задачи этапа: учить располагать объекты по
отношению к собственному телу; учить детей со схемой тела человека стоящего напротив.
Игра «Лицом друг к другу». Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо и т.д.
Игра «Что изменилось». Знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (справа), может оказаться внизу (слева), и наоборот.
Игра «Впереди – позади». Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой), квадрат позади себя (за собой), треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя.
Игра «Расскажи про меня». Педагог стоит лицом к ребенку, который показывает и называет его части тела (правая рука, левый глаз и т.д.).
Игра «Что, где находится». Шкаф находится справа, а дверь слева от меня.
Слайд 17 3. Развитие ориентировки в двухмерном пространстве.
Ориентировка в двумерном пространстве начиналось со
знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов.
Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Педагог просит назвать или показать предметы, которые находятся: в правом верхнем углу, в центре листа и т.д.
Игра «Муха». По речевой инструкции двигать «муху» по полю, расчерченному на клетки, а потом сказать, где остановилась «муха» (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз и т.д.
Игра «Я еду на машине». Перед ребенком лежит лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Ребенок, слушая инструкцию педагога, передвигает машину в нужном направлении.
Слайд 18 4. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
Коррекционная работа
начиналась с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций.
Игра «Инструкция». На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: «Возьми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки» и т. д.
Игра «Закончи фразу». Педагог на глазах у ребенка раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а ребенок договаривает конец этой фразы: Я кладу кружок... (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок... (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).
Слайд 19 5. Развитие представлений об основных временных единицах.
Время является особенно сложным объектом
познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями – текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
Слайд 22 Из данных видно, что в целом после обучающей коррекционной работы можно
отметить положительную динамику у дошкольников с задержкой психического развития.
Существенно повысилась способность ориентироваться в «схеме тела» человека стоящего напротив. Дети стали уверенно ориентироваться на листе бумаги. Уверенно называют последовательность времен года, уверенно раскладывают картинки по порядку с временами года. Уровень представлений о днях недели значительно повысился, дети стали по порядку называть их. Улучшилось представление о понятиях «сегодня», «вчера», «завтра».
Таким образом, анализируя результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, можно сделать выводы, о том, что использование игр и игровых упражнений способствуют преодолению трудностей в пространственно – временных представлениях.