Презентация, доклад на тему Развитие орфографической зоркости в начальной школе через систему упражнений

Содержание

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы;устанавливать тип орфограммы, соотносить её

Слайд 1Развитие орфографической зоркости в начальной школе через систему упражнений

Развитие орфографической зоркости в начальной школе через систему упражнений

Слайд 2 Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при

письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?
ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы;
устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
применять правило;
осуществлять орфографический самоконтроль

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Слайд 3     Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение

детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

познакомить учащихся с признаками наиболее частых орфограмм;

систематически тренировать в нахождении орфограмм.

     Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и

Слайд 4 Задания для усвоения понятия позиции звука
Задание «Сильный – слабый».
Сравни кота

и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
Гласные буквы одинаковые.
 Произнесите слова, что можете сказать про звуки?
Гласные звуки разные.
Поможем слабому!
В слове кОт гласный под ударением – сильный.
В слове кОтенок гласный безударный – слабый.

  Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

Задания для усвоения понятия позиции звукаЗадание «Сильный – слабый».Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто

Слайд 5 На данном этапе эффективны следующие упражнения:

 «Найди опасное место». 
Произношу слова, дети хлопают

в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять - «опасное место».

«Светофор». 
Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».

«Зажги маячок».
Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».                                                                                   


На данном этапе эффективны следующие упражнения:  «Найди опасное место». Произношу слова, дети хлопают в ладоши, как только

Слайд 6 Приемы по выработке орфографической зоркости
 Списывание.
Алгоритм списывания:

1. Прочитай слово /предложение/. 2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. 3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/. 4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.  6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз. 7. Проверь написанное:
читай то, что написал по слогам;
подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;
сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.
Списывание в виде игры: "Как птичка зернышки клюет?"
    Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх - вниз, вверх - вниз.
- "А как мы будем зернышки-слоги клевать?"
- "В книгу - в тетрадь, в книгу - в тетрадь!".

Приемы по выработке орфографической зоркости  Списывание.  Алгоритм списывания:    1. Прочитай слово /предложение/.

Слайд 7Выборочное списывание
Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
    Выпиши предложения, выражающие

основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д.
    Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
    Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
     Спиши слова определённой части речи  и т.п.
Выборочное списываниеУстановкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:    Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме

Слайд 8 Письмо с проговариванием
  Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал:

"Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик".
Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. 
Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

Письмо с проговариванием  Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал:

Слайд 9 Комментирование (объяснение написания).
    Эффективно письмо с комментированием отгадок  на орфограммы в загадках, ребусах, так

как детям это интересно.
При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано  слово. После письма с комментированием идет самопроверка.
Комментирование (объяснение написания).     Эффективно письмо с комментированием отгадок  на орфограммы в загадках, ребусах, так как детям это интересно.

Слайд 10 Орфографические минутки (в начале или в конце урока).
Обязательно на каждом уроке!     Алгоритм проведения:
Прочитать

текст.
Найти в каждом слове «опасные места».
Объяснить их написание.
Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
Списать.
Часто проработанный текст записываем по памяти.

Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке!     Алгоритм проведения:Прочитать текст.Найти в каждом

Слайд 11 Скоростное письмо.
     Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является

списывание на время. Методика его проведения такова: 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 9. Проверка написанного. 

Скоростное письмо.      Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика

Слайд 12 Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание.

Почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

Звуковой анализ слов.    Данной работе я уделяю особое внимание. Почти на каждом уроке

Слайд 13Письмо с простукиванием.
     Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что

позволяет ребенку задуматься.
Использование словарей.
    Учащиеся учатся работать с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе становится «настольной» книгой, часто используемой на уроках.
Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

Письмо с простукиванием.      Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься. Использование словарей.    Учащиеся

Слайд 14«Запоминалки»
 Для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе

применяю «Запоминалки»
Элла, Нонна, ванна, класс,
ссора, теннис и рассказ,
миллион, шоссе, программа,
грипп, аллея, телеграмма.
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.
   Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.
«Запоминалки» Для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе применяю «Запоминалки»Элла, Нонна, ванна, класс,ссора, теннис и

Слайд 15  Работа над ошибками
Ошибки в словах на пройденные правила не

исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием.
Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее.
Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.

 Работа над ошибками Ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю

Слайд 16Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети

усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место

Слайд 17Спасибо!

Спасибо!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть