Слайд 1Развитие орфографической зоркости в начальной школе через систему упражнений
Слайд 2
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при
письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?
ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы;
устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
применять правило;
осуществлять орфографический самоконтроль
Слайд 3
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение
детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
познакомить учащихся с признаками наиболее частых орфограмм;
систематически тренировать в нахождении орфограмм.
Слайд 4 Задания для усвоения понятия позиции звука
Задание «Сильный – слабый».
Сравни кота
и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
Гласные буквы одинаковые.
Произнесите слова, что можете сказать про звуки?
Гласные звуки разные.
Поможем слабому!
В слове кОт гласный под ударением – сильный.
В слове кОтенок гласный безударный – слабый.
Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».
Слайд 5
На данном этапе эффективны следующие упражнения:
«Найди опасное место».
Произношу слова, дети хлопают
в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять - «опасное место».
«Светофор».
Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок».
Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».
Слайд 6
Приемы по выработке орфографической зоркости
Списывание.
Алгоритм списывания:
1. Прочитай слово /предложение/.
2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.
4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное:
читай то, что написал по слогам;
подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;
сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.
Списывание в виде игры: "Как птичка зернышки клюет?"
Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх - вниз, вверх - вниз.
- "А как мы будем зернышки-слоги клевать?"
- "В книгу - в тетрадь, в книгу - в тетрадь!".
Слайд 7Выборочное списывание
Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
Выпиши предложения, выражающие
основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д.
Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
Спиши слова определённой части речи и т.п.
Слайд 8 Письмо с проговариванием
Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал:
"Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик".
Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии.
Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.
Слайд 9
Комментирование (объяснение написания).
Эффективно письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, ребусах, так
как детям это интересно.
При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.
Слайд 10
Орфографические минутки (в начале или в конце урока).
Обязательно на каждом уроке!
Алгоритм проведения:
Прочитать
текст.
Найти в каждом слове «опасные места».
Объяснить их написание.
Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
Списать.
Часто проработанный текст записываем по памяти.
Слайд 11
Скоростное письмо.
Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является
списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
Слайд 12
Звуковой анализ слов.
Данной работе я уделяю особое внимание.
Почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.
Слайд 13Письмо с простукиванием.
Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что
позволяет ребенку задуматься.
Использование словарей.
Учащиеся учатся работать с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе становится «настольной» книгой, часто используемой на уроках.
Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.
Слайд 14«Запоминалки»
Для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе
применяю «Запоминалки»
Элла, Нонна, ванна, класс,
ссора, теннис и рассказ,
миллион, шоссе, программа,
грипп, аллея, телеграмма.
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.
Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.
Слайд 15 Работа над ошибками
Ошибки в словах на пройденные правила не
исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием.
Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее.
Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.
Слайд 16Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети
усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся