Слайд 1«Развитие мелкой
моторики у детей с дизартрией»
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»
Подлесная
В.И.
«Развитие мелкой
моторики у детей с дизартрией»
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»
Хабибулина О.В.
Слайд 2«Развитие мелкой
моторики у детей с дизартрией»
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»
Подлесная
В.И.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Слайд 3«Развитие мелкой
моторики у детей с дизартрией»
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»
Подлесная
В.И.
Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
Слайд 4«Развитие мелкой
моторики у детей с дизартрией»
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»
Подлесная
В.И.
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Слайд 5
Средства развития мелкой моторики
Слайд 6Средства развития мелкой моторики
Природный материал
Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани
Песок
Крупа, бусы, пуговицы
Пластилин
Бумага
Карандаши,
Слайд 7Игры с пластилином
Пластилин дает уникальные возможности проводить
интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ребенку все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Слайд 8Игры с пластилином
Мнем и отщипываем
Надавливаем и размазываем
Скатываем шарики, раскатываем колбаски
Режем на
кусочки
Лепим картинки
Готовим обед
Слайд 9«Развитие мелкой
моторики у детей с дизартрией»
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»
Подлесная
В.И.
Игры с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Слайд 10«Развитие мелкой
моторики у детей с дизартрией»
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»
Подлесная
В.И.
Игры со счетными палочками
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Слайд 11«Развитие мелкой
моторики у детей с дизартрией»
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»
Подлесная
В.И.
Игры с конструктором, мозаикой
Слайд 12«Развитие мелкой
моторики у детей с дизартрией»
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»
Подлесная
В.И.
Развитие тактильных ощущений
Слайд 13«Развитие мелкой
моторики у детей с дизартрией»
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»
Подлесная
В.И.
Игры с пуговицами
Пуговичный массаж:
Заполните просторную коробку пуговицами:
перетирайте пуговицы между ладонями;
пересыпайте их из ладошки в ладошку;
найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Слайд 14Игры с пуговицами
Пуговичный массаж:
Заполните просторную коробку пуговицами.
Опустите руки в коробку;
Поводите ладонями
по поверхности;
Перетирайте пуговицы между ладонями;
Пересыпайте их из ладошки в ладошку;
Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Слайд 15Игры с крупой, бусами
«Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один
или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.
Слайд 16Игры с крупой, бусами
«Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными
материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней - гречневая крупа, в более крупной - горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п.
Слайд 17Игры с крупой, бусами
«Черепашка» - круглый мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок
ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну черепашку на другую) и т.п.
Слайд 18Игры с крупами
Прячем ручки
Пересыпаем крупу
Дождь, град
Покормим птичек
Разложи по тарелочкам
Вкусная кашка
Найди игрушку
Игра
«Золушка»
«Отгадай, какая крупа в мешочке»
«Сухой бассейн» из гороха и фасоли
Слайд 19Игры с природным материалом
Из камешков и палочек можно создавать интересные
творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Слайд 20Рисование
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не
обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на манке и песке, на запотевшем окне. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Слайд 21Игры с песком
- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок?
Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.
- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Слайд 22Шитье, вязание, плетение, застежки
Слайд 23Игры с веревочкой
Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с
веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.
Слайд 24Фокусы
Паук и муха
Ловкая ящерица
Останься с носом!
Поймай муху!
Сказки
День рождения мышки
Паровозик
Домик пекаря
Игры в
одиночку
Чашка кофе
Куриная лапка
Гроздь бананов
Кленовый лист
Игры вдвоем
Поймайте мышку!
Столик на двоих
Колыбель для кошки
В книге С. Афонькина «Игры с веревочкой вы найдете много интересных игр и сказок.
Слайд 26Куклы
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие
их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.
Слайд 30Русские народные куклы
Обереги
Обрядовые
Слайд 32 Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной
гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
массаж тыльной стороны кистей рук
массаж ладони
массаж пальцев рук
Слайд 33Массажеры
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя,
между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Слайд 34Упражнения с мячами
учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
катать
мяч по часовой стрелке;
держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Слайд 35 Четки можно сделать из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку стихотворения и
откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1-й, 2-й 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки. Упражнение выполняется попеременно каждой рукой.
Упражнение с четками
Слайд 36Пальчиковая гимнастика
Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие
вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
1 группа. Упражнения для кистей рук
2 группа. Упражнения условно статические
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
Слайд 37Народные пальчиковые игры
С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном
возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепелочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.
Слайд 38Народные пальчиковые игры
Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они
позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.
Слайд 40Заключение
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям
овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
лучше адаптироваться в практической жизни,
научиться понимать многие явления окружающего мира.
Слайд 41Спрашивайте в магазинах
книги и …
DVD «Пальчиковая гимнастика»
DVD «Веселые пальчики» (Е.
Железнова)
DVD«Оригами»
Аудио-CD «Пять поросят», авторы С. и Е. Железновы
Слайд 42Спасибо за внимание!
Автор презентации Хабибулина О.В.
учитель-дефектолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»