Слайд 1 Развитие мелкой моторики
и графомоторных способностей
у детей с ЗПР
Педагог
– психолог Гудач А. А.
Учитель- логопед Зотова С.В
ГБУ «ППЦ»
г.о. Тольятти
Слайд 2Понятие ЗПР утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка.
Термин
«задержка» подчеркивает временной и временный характер отставания, который с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети попадают в адекватные условия для них воспитания и обучения.
Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту.
Слайд 3Мелкая моторика – движение мышц кистей рук с координацией «рука –
глаза», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Графомоторных навык- это определенное положение пишущей руки, которое позволяет правильно удерживать пишущий предмет, рисовать, раскрашивать, копировать и так далее.
Графомоторные навыки включают в себя
мелкую моторику (контроль силы и быстроты движений кисти и пальцев)., а так же зрительный анализ и синтез, зрительное восприятие, зрительно – моторную координацию, пространственную координацию.
Слайд 4
Задачи коррекционно-развивающей работы:
1.Выявление способностей детей в развитии мелкой моторики.
2.Развитие тактильной чувствительности рук детей.
3.Формирование элементарных специфических графических навыков.
4.Подготовка руки ребенка к письму.
Слайд 6 Самомассаж рук.
оказывает действие на центральную нервную
систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используются движения: разминание, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик-ежик.
Слайд 7 Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой,
используются разнообразные приемы:
1. Показ при помощи рук различных изображений (“очки”, “стул”, “колокольчик”, ‘зайка” и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
2. Обрывание бумаги разной плотности и фактуры
3. Сминание пальцами комочков из бумаги;
4. Перебирание и сортировка круп и семян
5. Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, буки, цифр, узоров)
6. Выполнение аппликаций из природного материала
7. Шнуровка на различных предметах;
8. Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
9. Завязывание и развязывание бантов, узлов;
10. Застегивание пуговиц, молний, крючков;
Слайд 10Развитие мелкой моторики в быту.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия -
предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых ребенок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи . Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов.
3. Собирать с пола соринки. 4. Лепить из теста печенье.
5. Открывать почтовый ящик ключом.
6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться.
7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
9. Вешать белье, используя прищепки .
10. Помогать перебирать крупу.
12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
13. Рвать, мять бумагу .
14. Вытирать пыль, ничего не упуская и т. д.
Слайд 11После диагностического обследования и составления плана коррекционно-развивающей работы к первоначальному этапу
работы – обучение детей свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специальных упражнений и самомассажа рук
Солнышко
Слайд 13 Графические упражнения.
Развивающие графические навыки: обводка,
рисование без отрыва карандаша от бумаги, графические диктанты, штриховка и т.д. Выполняя графические упражнения, дети учатся ориентироваться в ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Способствуют развитию мелкой моторики.
Слайд 15Особое внимание необходимо уделять упражнениям, развивающим графические навыки
Слайд 16 Физкультминутки.
Физкультминутки проводить в сочетании движений с речью детей. Текст составляется так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались с произносимыми стихами. Использование физкультминуток с речевым сопровождением с стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, речь делается более четкой, эмоциональной, положительно влияет на слуховое восприятие.
Слайд 17физкультминутки как элемент двигательной активности
и переключения на другой вид деятельности
Слайд 18 Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию и лепке способствуют
развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
Слайд 19 Начинать работу по развитию моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Благодарим за внимание!