Слайд 1НОУ лицей «Интеллект»
Развитие ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания
Наумова И.В.
г.Балашиха
2008г.
Слайд 2Содержание
Что такое компетенции и компетентность
Когда
и кем была обозначена проблема компетентностного подхода
Появление компетентностного подхода в обучении в нашей стране
Классификация компетенций
Компетенции и виды деятельности
Оценка уровня компетенций
Развитие ключевой компетентности – умения общаться
Слайд 3Цель доклада
обобщить имеющиеся в различных источниках материалы о компетентностном подходе в
обучении
показать, как идет процесс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания
Слайд 4Требования к современному выпускнику школы
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять свои знания на
практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Слайд 5Требования к современному выпускнику школы
проблема заключается в том, что ученики могут
хорошо овладеть набором теоретических знаний, но не соответствуют предъявляемым требованиям
Слайд 6Требования к современному выпускнику школы
для решения проблемы необходимо вооружить учащихся
ключевыми компетенциями
Слайд 7Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учеником определенным набором способов
деятельности для достижения поставленной цели.
Компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Слайд 8Из истории вопроса
Впервые ключевые компетенции подробно обсуждались на симпозиуме Совета Европы
«Ключевые компетенции для Европы»
Берн, 1996 г
Слайд 9Из истории вопроса
Образовательные системы стран Европы и Центральной Азии во многом
по-прежнему:
ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов;
слабо реагируют на «сигналы» рынка труда;
потребители образовательных услуг этих стран не требуют от государства качества
образования;
использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании неэффективно
Отчет экспертов Всемирного банка «Образование в странах спереходной экономикой:
задачи развития»,
2003 г.
Слайд 10Из истории вопроса
В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен
в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ
«О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г.
Слайд 11Из истории вопроса
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до
2010 года»
впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
Слайд 12Классификации компетенций
Компетентности (ЮНЕСКО)
научить получать знания (учить учиться);
научить работать и зарабатывать
(учение
для труда);
научить жить (учение для бытия);
научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Слайд 13Ключевые компетенции
способность к творчеству;
способность к самообразованию;
способность реализовывать собственные проекты (доводить до
логического результата);
осуществление выбора задач в соответствии с личностными ориентирами (смыслами).
Классификации компетенций
Слайд 14Учебные компетентности:
организовывать процесс учения и выбирать собственную траекторию образования;
решать учебные проблемы;
связывать
воедино и использовать отдельные компоненты знания;
извлекать пользу, успех из образовательного опыта;
принимать на себя ответственность за получаемое образование.
Классификации компетенций
Слайд 15Исследовательские компетентности:
находить и обрабатывать информацию;
использовать альтернативные источники данных;
представлять и обсуждать материалы
разного вида и типа в различных аудиториях, работать с документами.
Классификации компетенций
Слайд 16Социально-личностные компетентности:
критически рассматривать те или иные аспекты развития общества;
находить связи между
настоящими и прошлыми событиями;
осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций;
понимать произведения искусства и литературы;
вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.
Классификации компетенций
Слайд 17Коммуникативные компетентности:
выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
дискутировать и защищать
свою точку зрения; выступать публично, вступать в дискуссию; читать карту, графики, диаграммы, таблицы данных; литературно выражать свои мысли.
Классификации компетенций
Слайд 18Организаторская деятельность и сотрудничество:
организовывать личную работу;
принимать решения, нести ответственность;
устанавливать и поддерживать
контакты;
справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры;
сотрудничать в команде, проекте.
Классификации компетенций
Слайд 19Иерархия компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Слайд 20Условия формирования ключевых компетентностей
практико-ориентированное обучение;
направленность учебного процесса на развитие самостоятельности и
ответственности ученика за результаты своей деятельности;
изменение методики преподавания, применение современных образовательных технологий.
Слайд 22Компетенции и виды деятельности
Ценностно-смысловые компетенции:
участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях;
участие
в проектах;
проведение социологического опроса, интервьюирование.
Слайд 23Компетенции и виды деятельности
Учебно-познавательные
компетенции:
проведение экспериментов;
конспектирование;
работа
с учебником;
фотографирование объектов;
работа над рефератом;
участие в экскурсии.
Слайд 24Компетенции и виды деятельности
Информационные компетенции
(ИКТ):
поиск информации
в библиотеке;
поиск информации в электронных энциклопедиях;
использование информации из Интернета;
создание презентации;
создание путеводителя по сайтам.
Слайд 25Компетенции и виды деятельности
Коммуникативные компетенции:
участие в
обсуждении вопросов семинаров, конференций;
выступление на конференции;
выступление с сообщением;
взаимоконтроль
участие в дискуссии;
участие в анкетировании;
собеседование.
Слайд 26На уроках истории и обществознания
Слайд 27На уроках истории и обществознания
Слайд 28На уроках истории и обществознания
Слайд 29На уроках истории и обществознания
Слайд 30На уроках истории и обществознания
Слайд 31На уроках истории и обществознания
Слайд 32На уроках истории и обществознания
Слайд 33На уроках истории и обществознания
Слайд 34На уроках истории и обществознания
Слайд 35На уроках истории и обществознания
Слайд 36На уроках истории и обществознания
Слайд 37На уроках истории и обществознания
Слайд 38На уроках истории и обществознания
Слайд 39На уроках истории и обществознания
Слайд 40На уроках истории и обществознания
Слайд 41На уроках истории и обществознания
Слайд 42На уроках истории и обществознания
Слайд 43На уроках истории и обществознания
Слайд 44На уроках истории и обществознания
Слайд 45На уроках истории и обществознания
Слайд 46На уроках истории и обществознания
Слайд 47На уроках истории и обществознания
Слайд 48На уроках истории и обществознания
Слайд 49На уроках истории и обществознания
Слайд 50На уроках истории и обществознания
Слайд 51На уроках истории и обществознания
Слайд 52На уроках истории и обществознания
Слайд 53На уроках истории и обществознания
Слайд 54На уроках истории и обществознания
Слайд 55На уроках истории и обществознания
Слайд 56На уроках истории и обществознания
Слайд 57На уроках истории и обществознания
Слайд 58На уроках истории и обществознания
Слайд 59На уроках истории и обществознания
Слайд 60На уроках истории и обществознания
Слайд 61На уроках истории и обществознания
Слайд 62На уроках истории и обществознания
Слайд 63На уроках истории и обществознания
Слайд 64На уроках истории и обществознания
Слайд 65На уроках истории и обществознания
Слайд 66На уроках истории и обществознания
Слайд 67На уроках истории и обществознания
Слайд 68На уроках истории и обществознания
Слайд 69Оценка уровня компетенций
один из подходов к оценке уровня развития
и сформированности ключевых компетентностей –
оценивание через цели обучения по каждой компетенции сформулированные в виде результатов
Слайд 70Оценка уровня компетенций
Результат определяет, что именно учащийся должен уметь делать по
окончанию определенного вида работы:
демонстрировать понимание,
определять, составлять,
охарактеризовывать.
Слайд 71Оценка уровня компетенций
После демонстрации учащимся доказательства своей компетентности получает одно из
трех заключений:
компетентен - (когда выполнены все требования к доказательствам),
доказательств не достаточно для подтверждения компетентности - (когда результат полностью не достигнут),
пока еще не компетентен - (когда учащемуся дается еще одна попытка для предоставления доказательств своей компетентности после дополнительной работы над материалом).
Слайд 72 умение общаться – одно из ключевых умений, развивая которое учащийся учится:
выражать
свои мысли в письменной и устной форме,
общаться в деловой и неформальной обстановке;
понимать и анализировать письменную и устную информацию
Развитие ключевой компетентности – умения общаться
Слайд 73 Формы и методы работы на уроке:
анализ исторического документа,
анализ картины,
анализ карты,
др.
Критерии
оценки деятельности:
Определять главную мысль, заложенную в тексте;
Перечислять основные положения информации, заложенной в тексте;
Определять точку зрения автора.
Приводить доказательства в форме письменных или устных ответов на вопросы в соответствии с критериями оценки деятельности.
Развитие ключевой компетентности – умения общаться
Слайд 74Развитие ключевой компетентности – умения общаться
Слайд 75Великая цель образования это не знания, а действия
Герберт Спингер