Презентация, доклад на тему Разработка локальных нормативных актов по организации доступной среды

Содержание

В соответствии с формой государственного устройства нашей страны нормативно-правовой акт в любой сфере жизнедеятельности, включая образование, образуют многоуровневую систему: • международные (подписанные СССР или Российской Федерацией); • федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);

Слайд 1Разработка нормативных документов ОУ по организации доступной среды
Черкасова Н.И.
заместитель

директора по УВР
МОУ Гимназия №4 г. Можайска
Разработка нормативных документов ОУ по организации доступной среды Черкасова Н.И. заместитель директора по УВР МОУ Гимназия №4

Слайд 2В соответствии с формой государственного устройства нашей страны нормативно-правовой акт в

любой сфере жизнедеятельности, включая образование, образуют многоуровневую систему:
• международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
• федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
• правительственные (постановления, распоряжения);
• ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации);
• региональные - на уровне субъекта РФ (правительственные и ведомственные);
• муниципальные, включая правовые акты конкретных организаций.
В соответствии с формой государственного устройства нашей страны нормативно-правовой акт в любой сфере жизнедеятельности, включая образование, образуют

Слайд 3Нормативные правовые акты
Российской Федерации

• Конституция Российской Федерации
• Федеральный

закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф;
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
• Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
• Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена коллегией Министерства образования РФ);
Нормативные правовые акты Российской Федерации•  Конституция Российской Федерации • Федеральный закон № 124 от 24 июня

Слайд 4Нормативные правовые акты
Российской Федерации
• «Об утверждении и введении в действие

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271)
• Письмо Министерства образования РФ от 26.04.01 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196);
Нормативные правовые акты Российской Федерации• «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего

Слайд 5Нормативные правовые акты
Российской Федерации
• Письмо Управления социального образования Минобразования РФ

от 30 мая 2003 года № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»;
• «Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждениях» (приказ Министерства образования РФ № 333 от 08.09.1992)
• «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» (письмо от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 Министерство образования Российской Федерации )
Нормативные правовые акты Российской Федерации• Письмо Управления социального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 года №

Слайд 6Нормативные правовые акты
Российской Федерации
• «Об организации работы с обучающимися, имеющими

сложный дефект» Министерство образования РФ ОТ 03.04.2003 N 27/2722-6
• «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1
• «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. N 95)
• «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
• О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06)

Нормативные правовые акты Российской Федерации• «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» Министерство образования РФ ОТ

Слайд 7Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26

«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вступает в действие 1 сентября 2016 года)

Нормативные правовые акты
Российской Федерации

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования

Слайд 8Муниципальный уровень (опыт)

Договор о взаимодействии Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и социально-психологической службы

ОУ по реализации консультативной, коррекционно-педагогической деятельности.
Постановление администрации «О муниципальной программе «Доступная среда»
Приказ начальника управления образования администрации «О проведении мониторинга введения инклюзивного образования в базовых образовательных организациях»
Приказ начальника управления образования администрации «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях».
Приказ начальника управления образования администрации «Об утверждении порядка работы и состава территориальной психолого-медико-педагогической комиссии» и др.
Муниципальный уровень (опыт)Договор о взаимодействии Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и социально-психологической службы ОУ по реализации консультативной, коррекционно-педагогической деятельности.Постановление

Слайд 9Нормативно-правовые акты образовательной организации
В соответствии со статьей 25 закона Российской Федерации

«Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Устав образовательной организации» любая образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Нормативно-правовые акты образовательной организацииВ соответствии со статьей 25 закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29

Слайд 10В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством

Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:1) тип образовательной

Слайд 11Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» закона Российской

Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от

Слайд 12Компетенция образовательной организации
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил

внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
5) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
Компетенция образовательной организации1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных

Слайд 13Компетенция образовательной организации
6) прием обучающихся в образовательную организацию;
7) определение списка

учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
8) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
9) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации
Компетенция образовательной организации6) прием обучающихся в образовательную организацию; 7) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным

Слайд 14Статья 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» закона

Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ:

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе и в части образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Статья 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» закона Российской Федерации «Об образовании в РФ»

Слайд 15Статья 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» закона

Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ:

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией

Статья 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» закона Российской Федерации «Об образовании в РФ»

Слайд 16Вывод:
Закон закрепляет право руководителя образовательной организации самостоятельно формировать нормативное поле и

возлагает ответственность (административную, дисциплинарную) за разработку и её соответствие действующему законодательству;
При этом руководитель образовательной организации при определении перечня локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществлении образовательной деятельности следует руководствоваться письмом Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Однако перечень направлений, представленный в письме, по которым должны быть разработаны локальные нормативные акты, далеко не избыточный, а минимальный, как максимально обязательный.
Вывод:Закон закрепляет право руководителя образовательной организации самостоятельно формировать нормативное поле и возлагает ответственность (административную, дисциплинарную) за разработку

Слайд 17Функция локального акта
— детализация, конкретизация, дополнение, восполнение общей правовой нормы применительно

к условиям конкретной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процессов, в том числе и в части организации обучения детей с ОВЗ.
Функция локального акта— детализация, конкретизация, дополнение, восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации, с

Слайд 18Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов
В

части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в образовательной организации необходимо в Уставе предусмотреть основные положения, такие как: прием таких детей с учетом рекомендаций ПМПК (психолого- медико-педагогической комиссии или для ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.)
Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актовВ части организации обучения и воспитания детей

Слайд 19Положения Закона
1. Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот, или осуществляющих лечение,

оздоровление, отдых или социальное обслуживание, получают образование в указанных организациях, только если его получение не может быть организовано в общеобразовательных организациях;
2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии.
3. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и совместно с другими обучающимися (отметим, что новый Закон содержит и норму, по которой общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, а именно программы, методы обучения и воспитания, специальные учебники и пособия, технические средства, услуги ассистента (помощника), обеспечение доступа в здания и другие, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ).
Положения Закона1. Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот, или осуществляющих лечение, оздоровление, отдых или социальное обслуживание, получают

Слайд 20Положения Закона
1. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные

учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
2. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
3. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
Положения Закона1. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная

Слайд 21Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и

воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, должен включает в себя:

Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.);

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк идр.);

Положение об организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с ППМС-центром (договор о сотрудничестве) и/или со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;

Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том

Слайд 22Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) представляет собой организационную форму, в рамках

которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе его коррекционно-развивающего обучения

В «Положении о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума» определяется его примерный состав. Причем обязательными участниками ПМПк являются:
- заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума);
- педагог-психолог;
- учитель-дефектолог и/или учитель-логопед;
- социальный педагог;
- медицинский работник, врач;
- классный руководитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк.
По мере необходимости в состав ПМПк могут включаться
- учителя-предметники и воспитатели с большим опытом работы;
- родители (законные представители);
- врачи (педиатр, невропатолог, психиатр).

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой

Слайд 23Документация консилиума включает в себя следующие наименования:

1. Нормативно-правовой блок
- Письмо Министерства

образования Российской Федерации № 127/901-6 от 27 марта 2000 года «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПк)»;
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения;
- Приказ директора образовательного учреждения о создании ПМПк;
- Договор о взаимодействии ПМПк с родителями (законными представителями) и психолого-медико-педагогической комиссией;
Архив ПМПк, хранящийся в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдаваемый только членам ПМПк.

2. Организационный блок
- Годовой план работы и график заседаний ПМПк;
- Журнал записи детей на ПМПк;
- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
- Карта (папка) развития обучающегося (воспитанника);
- Протоколы заседаний ПМПк.
Документация консилиума включает в себя следующие наименования:1. Нормативно-правовой блок- Письмо Министерства образования Российской Федерации № 127/901-6 от

Слайд 24Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и

воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, должен включает в себя:

Договор с родителями детей с ОВЗ;
Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и др.
Все локальные нормативные акты образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требует обязательного ознакомления с ними.

Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том

Слайд 25Приказы по образовательной организации:

О переходе ОО на обучение по ФГОС для

детей с ОВЗ.
О разработке АООП на учебный год.
Об утверждении АООП на учебный год.
Об утверждении учебного плана.
Об утверждении программы внеурочной деятельности.
Об утверждении программы ПК.
Об утверждении списка учебников и учебных пособий, перечень УМК.
О проведении ВШК по реализации ФГОС для детей с ОВЗ.
О внесении изменений в должностные инструкции учителя, заместителя директора, педагога-психолога, учителя-логопеда и др.
Об утверждении плана МР.
Приказы по образовательной организации:О переходе ОО на обучение по ФГОС для детей с ОВЗ.О разработке АООП на

Слайд 26Локальные акты

Корректировка:

Положение о совете ОО.
Положение о педагогическом совете ОО.
Положение об оплате

труда.
Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся.
Положение о промежуточной аттестации.
Положение о текущем контроле в ОО и т.д.

Разработка новых:

Положение о внеурочной деятельности.
Положение об информационном сопровождении ФГОС и т.д.
Локальные актыКорректировка:Положение о совете ОО.Положение о педагогическом совете ОО.Положение об оплате труда.Положение о порядке приема, перевода и

Слайд 27Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) осуществляется

по адаптированным образовательным программам. Кроме того, на каждого особого ребенка составляется индивидуальный образовательный план (ИОП), который включает в себя:

общие сведения о ребенке,
ФИО специалистов сопровождения,
заключения и рекомендации ПМПК и ИПР,
условия создания безбарьерной среды,
направления психолого-педагогического сопровождения,
образовательный блок и формирование социальной компетентности.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) осуществляется по адаптированным образовательным программам. Кроме того,

Слайд 28Индивидуальный образовательный план составляется ежегодно специалистами службы сопровождения образовательного процесса и

учителем и учитывает особенности и потребности конкретного ребенка на определенный период (один учебный год).

Адаптированная образовательная программа состоит из нескольких модулей:
Пояснительная записка, которая содержит краткую психолого-педагогическую характеристику детей с данным заболеванием, особые образовательные потребности учащихся данной категории.
Требования к результатам освоения учащимися адаптированной программы
Система оценки достижений учащихся указанной категории
Содержание образования для учащихся данной категории, которое содержит учебный план, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Условия реализации адаптированной программы: кадровые, материально-технические, организационные.

Индивидуальный образовательный план составляется ежегодно специалистами службы сопровождения образовательного процесса и учителем и учитывает особенности и потребности

Слайд 29Разрабатывая рабочую программу по своему предмету, учителя опираются на адаптированную программу

по указанному заболеванию. Сама рабочая программа остается стандартной (прежней), меняются лишь формы, методы и приемы работы, которые отражены в приложениях.

Таким образом, при работе с детьми с ОВЗ мы ориентируемся на:

Адаптированную образовательную программу
Индивидуальный образовательный план
Заключение и рекомендации ПМПК
Рекомендации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида

Разрабатывая рабочую программу по своему предмету, учителя опираются на адаптированную программу по указанному заболеванию. Сама рабочая программа

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть