Слайд 1Районный семинар учителей истории.
Педагогический опыт учителя истории
МБОУ «СОШ №1» Губениной
Л.Н.
По теме«Работа с одарёнными детьми»
Моздок
2010
Слайд 2Одаренные дети:
поиск,
проблемы,
перспективы
…если мы знаем, как из слабости возникает
сила,
из недостатков - способности,
то мы держим в
своих руках ключ к проблеме детской одаренности.
Л.С. Выготский
Слайд 3Как разрешить дилемму?
все дети являются одаренными
одаренные дети встречаются крайне редко
Слайд 4«…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей:…». (Ю.Б. Гиппенрейтер)
талант
одаренность
способность
гениальность
Слайд 5СПОСОБНОСТИ
Способному все дается легче,
а неспособный проливает
больше пота и слез.
В.Н.Дружинин
- это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов, посредством которых действия и деятельности регулируются.
Слайд 6ОДАРЕННОСТЬ
- своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо
деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. (А.Г. Маклаков)
Слайд 7Виды одаренности
Художественная
( проблема- мало времени для учебы, нужны индивидуальные программы)
Общая интеллектуальная
и академическая
(проблема - высокие устремления в узкой области, не по всем предметам ученик учится хорошо, что вызывает нарекания учителей)
Творческая. Характерные черты:
.Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
· Большая независимость в суждениях;
· Тонкое чувство юмора;
· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
· Яркий темперамент;
Слайд 8Виды одаренности
Социальная- способность устанавливать зрелые, конструктивные отношения в людьми. Формирование лидерских
качеств:
Интеллект выше среднего;
Умение принимать решение;
Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
Ощущение цели, направления движения;
Гибкость; приспосабливаемость;
Чувство ответственности;
Уверенность в себе и знание себя;
Настойчивость;
Энтузиазм;
Умение ясно выражать мысли;
Слайд 9Выводы исследования одаренных П.В.Тюленева
Более всего одаренность зависит от методов воспитания
Одаренность не
зависит от материального благополучия
Одаренность не зависит от генов
Слайд 10Модель одаренности
по Дж.Рензулли
Слайд 11Статистика хоть и ложь, но в ней намек
По данным П. Торренса
(1962), около 30 % отчисляемых из школ (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) составляют дети одаренные и сверходаренные. В конце 70-х, начале 80-х гг. стремительно развивается уже совсем новая, прикладная область психологии -- психология талантливых, но не успевающих в учебе детей, в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания психологической помощи.
Одаренными детям приходится около двух третей времени в школе проводить впустую, маскируя «интеллектуальный саботаж».
Слайд 12Это интересно?
Данные социологических исследований показывают, что одаренные люди составляют сравнительно
небольшую часть населения (эти данные колеблются от 2,5 до 20 %).
Самоубийства среди одаренных детей встречаются в 2,5 раза чаще, чем у их сверстников.
Слайд 13Проблемы работы по выявлению одаренных детей
Одаренные дети испытывают в школе дискриминацию
из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний
Низкий уровень подготовки учителя, не способного работать с одаренным ребенком, недостаток психологических знаний у учителей.
Неадекватность понимания учителем личности и развития одаренного ребенка(одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость)
Поскольку одаренные дети быстрей проходят этапы социализации, им трудно общаться со сверстниками.
Слайд 14Как эту проблему решали в США, начиная с 80-х гг.XXв.
Созданы специальные
курсы по обучению лидерству одаренных подростков;
Разрабатываются специальные комплексные учебные программы для школ, объединяющие смежные дисциплины
Вводится шкала свободного продвижения ребенка в зависимости от его успехов и реальных возможностей внутри разновозрастной группы
Осуществляются индивидуализированные способы работы по «учебным соглашениям», которые заключаются между учащимся и учителем; они позволяют экономить время учителя и работать в индивидуальном темпе учащемуся.
Слайд 15Классификация
особенностей
развития
одаренных детей
Слайд 16Особенности познавательного развития
Гибкость мышления
Повышенная концентрация внимания
Отличная память. Склонность к классифицированию и
коллекционированию.
4. Сверхчувствительность к проблемам
Способность к удивлению
Умение видеть противоречие там, где другим ясно и понятно
Слайд 17Особенности
познавательного развития
5.Любознательность
6. Повышенный интерес к дивергентным задачам,
т.е.имеющим множество
правильных
ответов
Слайд 187. Познавательная самодеятельность.
Для них решение задачи – начало новой работы
« Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливается, как только ее найдут. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку».
А. Эйнштейн
Слайд 19Нацеленность на предмет своих интересов
Широта интересов позволяет устанавливать ассоциативные связи, принимать
нестандартные решения
Особенности
склонностей одаренных
Слайд 20Особенности
психосоциального развития
Стремление к самоактуализации
Перфекционизм –стремление все делать наилучшим способом
Самостоятельность, обеспечивающих
ответственность и убежденность
Социальная автономность
Эгоцентризм
Лидерство
Соревновательность. С кем?
Слайд 21Другие особенности одаренности
Повышенная уязвимость
(гиперчувствительность)
Способность наслаждаться творчеством
Юмор
Творческое восприятие случайностей
(Одарен тот,
кто готов к встрече со случайностью)
Слайд 23До 3 лет
аквариум
аппликация
Ежик
Дождь
грибки
Слайд 24От 8 лет
и старше
Бабочка в яблоках
Бабочка в яблочках
пещера
натюрморт
Пальма
Глазик
Слайд 27Всегда следует помнить, что…
«…если в современном обществе мы не
будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости» К.Рождерс (1987).