Слайд 1 Тема: методика работы с педагогически запущенными детьми
Цель: исследование педагогической запущенности
детей и разработка коррекционной программы.
Задачи:
* изучить научно- педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
*проанализировать существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность» в различных источниках;
*Изучить факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;
*разработать программу по организации коррекционной работы с педагогически запущенными детьми;
Слайд 2 Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении,
нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.
,
Слайд 3Педагогическая запущенность включает в себя три компонента:
* отклонения от нормы в
поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
* отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности- обостренное себялюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
*отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение.
Слайд 4По степени педагогической запущенности выделяют три группы детей:
1. Школьники, степень педагогической
запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и качества неустойчивы. Интерес к школе сохраняется, отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Детей этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции.
Слайд 52. Детей этой группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками,
учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. Дети отличаются легкой внушаемостью, легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально- волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумения владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью.
Слайд 63.Детей третьей группы характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам.
Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное.
Слайд 7Факторы и обстоятельства, влияющие на педагогическую
запущенность ребенка
Психологический микроклимат семьи;
Особенности взаимоотношения с учителями;
Отношение учителя к педагогически запущенному ребенку;
Слайд 8НЕГАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ФАКТОРА СЕМЬИ:
1.ОТСУТСТВИЕ И НЕУЧАСТИЕ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ОДНОГО И
ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ.
2.НИЗКИЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ И УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ.
3.НИЗКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ РОДИТЕЛЕЙ.
4.НЕПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ.
НЕГАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ФАКТОРА СВЕРСТНИКОВ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕРЖЕННОСТЬ ПОДРОСТКА В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
2. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СТАТУСЫ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ.
3. ЗНАКОМЫЕ И ДРУЗЬЯ, ВХОДЯЩИЕ В АСОЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ.
НЕГАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ФАКТОРА ШКОЛЫ:
1. ОШИБКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
2. ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЯМИ.
Слайд 91.Изучение учащихся, выявление трудных подростков и детей группы риска, организация индивидуальной
учебно – воспитательной работы.
2. Коррекция недостатков нравственного развития и физического.
3.Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.
4. Работа с неуспевающими детьми.
5.Преодоление недостатков физического развития и формирование здорового образа жизни.
6. Работа с родителями педагогически запущенных детей.
7. Половое воспитание.
Технология работы с педагогически запущенными детьми
Слайд 101.Изменение условий семейного воспитания ребенка:
а) повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений.
б)
создание воспитывающей ситуации в семье, активное включение родителе в воспитательный процесс.
в)индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании.
г)контроль над организацией режима ребенка, устранение безнадзорности.
д)помощь родителям а организации деятельности ребенка, его общения в семье.
е)меры по устранению нарушений семейного воспитания.
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Слайд 11
2.Совершенствование воспитательно - образовательной работы с классом:
а)коррекция отношений педагога к ребенку,
снятие психологических перегрузок.
б)гуманизация межличностных отношений в детском коллективе.
в)рационализация межличностных отношений в детском коллективе.
г)взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.
Слайд 123.Помощь ребенку в личностном росте:
а)организация психологического обследования ребенка и оказание ему
необходимой психологической помощи.
б)индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально –волевой сфер.
в)включение ребенка в активную деятельность.
г)преодоление демотивированности, негативной мотивации учения.
д)организация успеха ребенка в условиях школьной программы.
е)руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности.
ж)работа по формированию мотивации достижения.