Слайд 1Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Мирнинское районное управление образованием
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа№6»
Работа с родителями в воспитательной системе класса
в начальной школе
Работа Афанасьевой М.В. –
учитель начальных классов
с.Арылах
2018
Слайд 2 Семья традиционно является главным
институтом воспитания. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка. Родители составляют первую общественную среду ребёнка.
Слайд 3 К сожалению, всё
ещё остаётся проблема привлечения родителей к воспитанию своих детей:
- неорганизованный досуг, беспризорность, не занятость детей;
- Уменьшение времени общения родителей с детьми;
- главные воспитатели – телевизор и компьютер;
- большинство родителей считают, что воспитание в школе должно определять формирование человека вообще, перекладывая всю ответственность за воспитание детей на школу.
Большинство родителей нуждаются в психолого-педагогическом, социально – правовом, медицинском консультировании. Порой вся работа по повышению уровня педагогической культуры родителей выпадает на долю педагогов.
Слайд 4Цель работы – разработать систему работы с родителями
в начальной школе.
Задачи:
1) найти и использовать такие методы, которые могут максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;
2) убедить родителей (в каждом конкретном случае используя нужный подход) в ошибочности и несостоятельности их точки зрения;
3) использовать такие методы, которые смогут поднять авторитет отца или матери на должный уровень и тем самым вызвать у детей доверительное отношение к родителям.
Слайд 5Система взаимосвязи классного руководителя и родителей организуется таким
образом:
1. Создание условий для взаимодействия: взаимопонимание, согласие, совещательность.
2. Совместное планирование деятельности, деловое общение, взаимопосещение, наблюдение.
3. Организация взаимосвязи: анализ методов деятельности, исправление ошибок, коррекция и дальнейшее развитие.
4. Взаимообучение, взимопомощь.
Слайд 6
Принципы:
открытости;
сотрудничества;
гуманизма;
системности;
природосообразности.
Взаимодействие родителей и классного руководителя происходит через:
Изучение условий семейного воспитания.
Информирование родителей
о содержании учебно-воспитательного процесса.
Психолого - педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Совместная деятельность родителей учащихся:
- умственное развитие
- воспитание нравственной культуры
- воспитание эстетической культуры
-воспитание физической культуры и здорового образа жизни
- воспитание трудолюбия и профориентация.
- взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации.
Слайд 7Родители в воспитательной системе класса
Слайд 8Методы изучения семей. (см. приложение)
Наблюдение
Подключённое наблюдение (подключение родителей, актива класса,
инспектора ПДН, социального педагога).
Индивидуальные беседы.
Тестирование
Анкетирование
Диагностика
Деловые игры
Анализ детских рассказов и рисунков.
Посещение на дому.
Слайд 9
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса через:
родительские собрания;
конференции;
лекции;
диспуты;
круглые столы,
встречи
со специалистами (собрание-встреча),
семейный совет,
устный журнал,
обмен мнениями по теме собрания,
творческий смотр,
интеллектуальный марафон,
совместные детско-родительские собрания (вечер вопросов и ответов родительско-ученический капустник, час общения: дети и родители) и другие.
Слайд 10Работа родительского комитета.
Группы:
Группа «Учебная часть»
Группа «АХЧ»
Группа «Воспитательная часть»
Группа «Казначей»
Группа «Председатель»
Слайд 11Совместная деятельность родителей и учащихся.
Традиционные конкурсы:
- «Лучший читательский дневник» (организация
семейного чтения),
- «Самый активные родители», «Самый активный ученик» (выводится по рейтингу участия),
- Дни открытых дверей для родителей
- «Мама, папа, я спортивная семья»,
- «Конкурс для мам»,
- Конкурс стенгазет по разным тематикам,
- Конкурсы сочинений и рисунков «Моя семья», «Моя мама», «Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка» и.т.д.
Организуются совместные походы, экскурсии, праздники.
Положения конкурсов разрабатываются совместно с родительским комитетом.
Слайд 12Участие родителей в организации исследовательской работы учащихся:
- конкурс на
лучшую поделку из ненужной вещи;
акция «Поможем птицам зимой»;
проектом «Новая жизнь ненужных вещей» - диплом 2 степени;
проект «Математика в моей жизни» - диплом 2 степени;
Победа в номинации «Лучший родительский комитет среди начальных классов».
Слайд 13Планирование дальнейшей работы
В нашем классе всего 16 учащихся. Из них 11
мальчиков и 5 девочек. Как видно большинство мальчики. Из 16 семей 1 – опёка, 3 неполных семьи, где 1 мать, 12 семей полных.
Слайд 15Анкетирование «Пьедестал»
С целью привлечения отцов в воспитании детей совместно с
родительским комитетом разработали программу работы с отцами в 3-4 классах (см.приложение). В дальнейшем планируем работать по этой программе. Эта программа состоит из разных мероприятий и занятий, разделённых по месяцам.
Таким образом, намечены пути дальнейшей работы с родителями.
Слайд 16 Методические рекомендации для учителей:
Изучить социальную среду местожительства: уровень образованности родителей,
национальности, занятость, увлечения.
Определить внутрисемейные социально - психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи).
Помощь педагогов в педагогизации родителей через создание программ образования родителей.
Широкое использование педагогами традиционных и нетрадиционных форм и методов работы с родителями.
Привлечь отцов в учебно-воспитательный процесс школы, через создание клубов отцов, родительских комитетов в состав, которых входят отцы.
Организация совместной деятельности родителей и детей в сфере труда и отдыха.
Интенсивно проводить в рамках образовательной программы консультации специалистов для родителей.
Создать кружки по интересам детей под руководством родителей.
Планомерно проводить лекции, беседы, дискуссии по проблемам семейного воспитания.