Слайд 1
Методические рекомендации
«Работа с детьми с
отклоняющимся
(девиантным)
поведением.
Выполнила: учитель начальных классов
МОУ
СШ №1
г. Николаевска Волгоградской обл. Пастухова Светлана Анатольевна
Слайд 2
Цель данной методической рекомендации
показать формы и методы воспитательной работы с
детьми.
Слайд 3
Задачи работы:
Что же делать, чтобы кривая девиантных проявлений в детской среде
не росла вверх?
Как правильно, а главное, результативно организовать работу по профилактике девиантных отклонений в детском поведении?
Слайд 4
Проблемы общества, породившие
«трудных» учащихся
Слайд 5Трудные дети
Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в
обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть процесса развития.
Слайд 6Дети которые относятся к девиантным или к детям с отклоняющимся поведением
Ленивые
дети.
Дети с пассивным поведением.
Неорганизованные дети.
Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети
Слайд 7Для плодотворной работы по коррекции девиантности у школьников
необходимо определить отклонения в
их поведении, связанные, прежде всего с деформацией стержневых качеств личности.
Выделяют две категории таких детей:
- учащиеся с небольшими отклонениями в нравственном развитии (ленивые, пассивные, неорганизованные, эгоистические школьники и др.);
- дети с акцентуацией темперамента и характера (педантичные, демонстративные, возбудимые и др.).
Слайд 8Основные причины трудностей
в неправильных отношениях в семье,
в просчетах школы,
изоляции от товарищей,
в средовой дезадаптации вообще,
стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе.
Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.
основных
направления
Психокор
рекционной
работы
с учащимися:
Слайд 10Методики результативны, если соблюдать ряд психолого-педагогических рекомендаций
● Единообразие требований учителей. Надо:
- дать
высказать свое мнение каждому учителю,
- искать точки соприкосновения мнений, не допуская у ребенка анархизма и потери авторитета старших,
- сосредоточиться на совпадающих мнениях.
● Адекватность требований – соответствие их возможностям ученика, предоставление ему права самому определять свои главные интересы в жизни.
●Обеспечение эмоционального комфорта школьнику. Ребенок не должен воспринимать учителя как настроенного против него чужого человека.
●Предоставление самостоятельности в такой индивидуальной и возрастной форме, чтобы у ученика развивалось чувство причастности, понимание значимости собственного места в жизни и социальной роли, а в конечном воспитательном процессе привело к изменению нравственных ценностей, повышению уровня ответственности и уверенности в себе.
●Избегать приклеивания ярлыков – это имеет большой воспитательный эффект.
●Признание педагогом собственных ошибок и принесение извинения.
Слайд 11Основное условие
Нельзя ожидать немедленного эффекта от психокоррекционной работы. Нередко она
проявляется после довольно продолжительного периода, когда в личности подростка произошли существенные изменения.
Слайд 13Основные принципы воздействия на ребенка с девиантным поведением.
Позитивный настрой.
Доверительное взаимодействие
Субъективность взаимодействия
Последовательность во взаимодействиях
Позитивность взаимодействия
Поощрение положительных изменений
Привлекательная альтернативность
Разумный компромисс
Гибкость
Индивидуальный подход
Системность
Превентивность
Слайд 15Организация
учебного процесса с учетом
психофизиологических
особенностей учащихся.
Слайд 16Советы учителя ребенку:
ничего не изменится в твоей жизни до тех
пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось;
если трудно, хватайся не за все сразу, а исправляй ошибки постепенно;
выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего, борись с ним;
не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения;
не слишком радуйся, если сразу получится; избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вернуться опять.
Нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Он понимает это и хочет. Но не может.
Слайд 19Использование игр и игровых упражнений в коррекции отклоняющегося поведения детей.
Игры и
игровые упражнения являются одним из наиболее эффективных методов коррекции отклоняющегося поведения у детей. Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность.
Ценность игры еще в том, что в ней проявляется способность к самовоспитанию. Ребенок намеренно ведет себя так, как того требует роль. Следует помнить, что игра не предназначена для исправления недостатков ребенка.
Главная опора должна быть на положительные качества, снятие чувства вины и отрицательных эмоций, вызвавших отклонения. В таких играх не должно быть проигравших.
При отклоняющемся поведении положительное влияние игры состоит еще в том, что она заставляет соблюдать нормы и правила нравственного поведения.
Слайд 20Игры способствуют оздоровительному эффекту,
так как вызывают неожиданные ситуации.
Слайд 21
Выводы:
1. Основные факторы формирования личности ребенка и подростка – общественное бытие и
общественное сознание, сложившееся в стране; особенности производства, быта, культуры и природы места проживания; семья; среда непосредственного общения – соседи, друзья, знакомые; школа; внешкольные учреждения.
2. Особо велика роль малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. И прежде всего – это семья. Положительная семейная атмосфера определяет стиль отношений, а значит, и создает оптимистическую обстановку для ребенка, способствует его интеллектуальному, физическому и духовному развитию.
3. Важный фактор развития личности учащегося – школа. Она организует и направляет основную работу по воспитанию школьников.
4. Основные причины трудностей воспитания – в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации, в стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе.
5. Кадровый состав любого учебно-воспитательного учреждения должен состоять из высококвалифицированных педагогов – мастеров своего дела.
6. Отклонения в поведении детей и подростков преодолевается только путем совместной деятельности родителей, педагогов и самих детей.