Презентация, доклад на тему Работа психолога с одаренными детьми:теория и практика

Содержание

ОДАРЕННОСТЬ как стратегический государственный ресурс 2005 год: приоритетный национальный проект «Образование» (направление поддержки «Талантливая молодежь»); 2008 год: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; 2009 год: Целевая программа «От одаренного ребенка

Слайд 1«Работа психолога с одаренными детьми: теория и практика»
Валетова Динара Ряхимовна
педагог-психолог МАОУ

Востряковского лицея №1

«Работа психолога с одаренными детьми: теория и практика»Валетова Динара Ряхимовнапедагог-психолог МАОУ Востряковского лицея №1

Слайд 2ОДАРЕННОСТЬ как стратегический государственный ресурс
2005 год: приоритетный национальный проект «Образование»

(направление поддержки «Талантливая молодежь»);
2008 год: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
2009 год: Целевая программа «От одаренного ребенка к повышению интеллектуального потенциала нации»;
2010 год: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
2011 год: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
2012 год: Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему;
2012 год: Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
2015 год: проект приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка и критериев выявления одаренных детей, проявивших склонность к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, а также порядок сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития»
ОДАРЕННОСТЬ как стратегический государственный ресурс  2005 год: приоритетный национальный проект «Образование» (направление поддержки «Талантливая молодежь»); 2008

Слайд 3«Большие дарования – это самые прекрасные и часто опасные плоды на

древе человечества. Они висят на тончайших ветвях, которые легко обламываются» К.Г. Юнг
«Большие дарования – это самые прекрасные и часто опасные плоды на древе человечества. Они висят на тончайших

Слайд 4«Бермудский треугольник» образования» (по А.Г.Асмолову)
Одаренные
Асоциалы
Аномалы
«Бермудский треугольник» образования или треугольник «возмущения образования»

включает три группы неадаптантов или детей групп риска: одарённые, аномалы, асоциалы. Феномен подвижности вершин треугольника: одарённые дети мигрируют из одной группы риска в другую, и этот переход чаще всего неблагоприятен. Одарённость ищет выхода своей активности в аномальном или асоциальном поведении. А.Г. Асмолов
«Бермудский треугольник» образования» (по А.Г.Асмолову)ОдаренныеАсоциалыАномалы«Бермудский треугольник» образования или треугольник «возмущения образования» включает три группы неадаптантов или детей

Слайд 5Одарённость -
системно развивающееся в течение всей жизни качество психики, определяющее возможность

достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности, по сравнению с другими людьми.
Рабочая концепция одарённости [Электронный ресурс] / Московский городской психолого-педагогический университет. Электронная библиотека; ред. Д. Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — 95 с. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm, свободный.

Одарённость -системно развивающееся в течение всей жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов

Слайд 9Психологические особенности одарённой личности
Ускоренное психическое развитие;
Ненасыщаемая познавательная потребность;
Разносторонность способностей;
Повышенная эмоциональная чувствительность;
Развитая

рефлексия

Психологические особенности одарённой личностиУскоренное психическое развитие;Ненасыщаемая познавательная потребность;Разносторонность способностей;Повышенная эмоциональная чувствительность;Развитая рефлексия

Слайд 10Психолого-педагогический мониторинг -
наиболее адекватная форма идентификации признаков одаренности того или

другого конкретного ребенка с учетом специфики одаренности в детском возрасте
 
Психолого-педагогический мониторинг - наиболее адекватная форма идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка с учетом специфики

Слайд 11Итак, выявление одаренных детей происходит путем:
Экспертного оценивания ребенка, которое включает в

себя оценки педагогических работников (воспитатели, учителя, психологи), родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.
Анализа достижений ребенка, его школьной успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
Итак, выявление одаренных детей происходит путем:Экспертного оценивания ребенка, которое включает в себя оценки педагогических работников (воспитатели, учителя,

Слайд 12План работы по выявлению одаренных детей  
Развернутое на несколько лет наблюдение за

ребенком в разных ситуациях – жизненных и учебных
Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности)
Подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев и т.д.)
Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для него индивидуальной траектории обучения)
Психодиагностика
План работы по выявлению одаренных детей  Развернутое на несколько лет наблюдение за ребенком в разных ситуациях –

Слайд 13Выявление психологом одаренных детей проходит поэтапно

Выявление психологом одаренных детей проходит поэтапно

Слайд 14Этапы диагностики одаренных детей (по Щеблановой Е.И)

Этапы диагностики одаренных детей (по Щеблановой Е.И)

Слайд 15Первый этап - аналитический
Учет сведений о высоких успехах в какой-либо деятельности

ребенка от родителей и педагогов (имена кандидатов в одаренные)

Первый этап - аналитическийУчет сведений о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов (имена

Слайд 16Вводная матрица для выявления признаков одаренности у детей (А. И. Доровский)

Вводная матрица для выявления признаков одаренности у детей  (А. И. Доровский)

Слайд 18Второй этап - диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих

возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Второй этап - диагностическийНа этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные

Слайд 19ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ
1. Методика оценки общей одаренности

(Савенков А.И.)
2.Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)
3. Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.)
4. Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой).
5. Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков)
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ1. Методика оценки общей одаренности (Савенков А.И.)2.Методика экспертных оценок по определению

Слайд 20Методика оценки общей одаренности (Савенков А.И.)
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти

характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Методика оценки общей одаренности (Савенков А.И.)ИнструкцияВам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.Внимательно

Слайд 21Обработка результатов Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен,

если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Обработка результатов Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг

Слайд 22Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых)

отложим на графике 1 Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.  
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике 1 Идеальный результат

Слайд 23Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И.)
Методика создана автором для родителей, возрастной диапазон,

в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. С помощью методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

Методика «Карта одаренности»  (Савенков А.И.)Методика создана автором для родителей, возрастной диапазон, в котором она может применяться,

Слайд 24Инструкция
Перед вами 80 вопросов, сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения

и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
«++» – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
«+» – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«–» – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
ИнструкцияПеред вами 80 вопросов, сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их

Слайд 25Лист ответов

Лист ответов

Слайд 26Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус

взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов запишите внизу под каждым столбиком. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
интеллектуальная;
творческая;
академическая (научная);
художественно-изобразительная;
музыкальная;
литературная;
артистическая;
техническая;
лидерская;
спортивная.
Обработка результатовСосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов запишите внизу

Слайд 27Третий этап -
Разработка рекомендаций для педагогов, родителей с целью оказания психологической

помощи и поддержки, создания условий для их интеллектуального и личностного развития в образовательных учреждениях различного типа и вида.
Третий этап -Разработка рекомендаций для педагогов, родителей с целью оказания психологической помощи и поддержки, создания условий для

Слайд 28Банк данных на одаренных учащихся по различным категориям


Банк данных на одаренных учащихся по различным категориям

Слайд 29Банк данных на одаренных учащихся

Банк данных на одаренных учащихся

Слайд 30СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть