Слайд 1
ПЯТИКЛАССНИКИ –
«ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ
НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ».
Слайд 2Адаптация – (в пер. с лат.) приспособление, привыкание.
Оно подразумевает психическое
здоровье личности, т.е. гармонию с самим собой и окружающим миром.
Слайд 3Адаптация
Первый период – это первый год жизни ребенка;
Второй период -
когда ребенок учится говорить;
Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад).
Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе.
Следующие периоды адаптации: это периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив,
образование семьи.
Слайд 4Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход
из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Слайд 5В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к
новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был
характерен для начала обучения в первом классе :
Резкое изменение условий обучения;
Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
Слайд 6В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:
они должны самостоятельно переходить
из кабинета в кабинет,
готовиться к урокам.
И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
опоздания на урок,
забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
не сделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
Слайд 7Некоторые дети в силу своих психологических особенностей
не готовы к подобной
самостоятельности –
совмещать учебные и организационные стороны
школьной жизни:
они испытывают растерянность,
всё время всё путают и забывают,
не могут сосредоточиться на учёбе.
Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.
Всё это, естественно,
ведёт к
снижению успеваемости!
Слайд 8Существенные психологические изменения 5-го класса:
Занятия теперь проходят в новой школе, кабинете.
А часто — и в разных кабинетах.
В расписании появились названия незнакомых предметов
И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель.
Слайд 9ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ—
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у
ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .
Слайд 10Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь
сначала:
Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником
Слайд 11ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ
ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА:
Физиологические изменения.
Неуверенность в себе.
Отсутствие
способностей.
Личные проблемы.
происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,
возникают новые образования,
закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Отсутствие интереса.
Слайд 12Родители могут постараться наглядно показать ребёнку смысл изучения того или иного
предмета.
Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например,
без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов.
А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Слайд 13Необходимо знать о том, что…
Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом от
детства к взрослости.
Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так,
как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.
Слайд 14Положительные показатели подросткового возраста:
возрастает самостоятельность ребёнка
значительно более многообразными и содержательными становятся
его отношения с другими детьми и взрослыми
значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности
развивается ответственное отношение к себе
развивается ответственное отношение к другим людям
Слайд 15В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую
имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят:
— к депрессиям;
— к агрессии;
— к суицидам.
Слайд 16Психологические особенности подростков,
которые делают этот возраст особенно опасным:
крайняя неустойчивость самооценки
и при этом максимализм
неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности
снижение настроения, тревожность
легко возникающие страхи
Слайд 17Важно помнить, что
Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем
того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.
Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.
Слайд 18ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников
Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка,
постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
Слайд 19ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для родителей пятиклассников
В первое время можно помочь своему ребёнку
в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки.
Слайд 20Конкретные рекомендации для родителей пятиклассников
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных
делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.
Слайд 21Мои пожелания
Желаю вам действие «ругать» всегда заменять на действие «помогать» ,
« поддерживать» и побольше «хвалить»!
У вас замечательные дети, вы прекрасные родители!
Успехов вам и вашим детям во всем!