Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-5 классов
в период адаптации
к новым условиям
обучения
Презентация психолога ОШ №4
г.Симферополя
Субботиной Н.С.
Слайд 2Задачи психологов образования:
измерение результатов обучения,
определение уровня формирования компетенций учащихся;
учет
особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
взаимодействие с
участниками
образовательного
процесса для
выстраивания
индивидуальных
образовательных
траекторий детей.
Слайд 3
Новые задачи психологов образования в условиях внедрения ФГОС:
создание СИСТЕМЫ психологического
сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
разработка КРИТЕРИЕВ и МЕТОДОВ оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций;
разработка СИСТЕМЫ повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.
Слайд 4Особенности адаптации в 1 классе
Значительное повышение личностной и ситуационной тревожности детей.
Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение.
Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками,
их эмоциональная
неустойчивость
и даже соматические
заболевания.
Слайд 5Специфические задачи для первоклассников
Помочь осознать появление нового сообщества - класса; ввести
понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
помочь ребенку принять позицию школьника;
обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Слайд 6Специфические задачи для педагогов
Учитывать возрастные особенности и возможности детей;
создать атмосферу сотрудничества
родителей друг с другом и со школой;
провести педагогическую диагностику стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе;
использовать учителю начальных классов урочную и внеурочную деятельность:
- для профилактики школьной дезадаптации;
- для знакомства детей друг с другом;
- для формирования навыков учебного сотрудничества.
Слайд 7Специфические задачи для
педагога-психолога
Создать положительный настрой у родителей и снять у
них напряжение, вызванное поступлением ребенка в школу через психологическое просвещение;
создать атмосферу сотрудничества родителей друг с другом и со школой;
выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов;
провести комплексный мониторинг адаптации учащихся 1 классов;
организовать коррекционную работу во внеурочное время.
Слайд 8План мероприятий адаптационного периода
Проведение родительского собрания в ДОУ, в школе
с участием учителей 1-х классов «Ребенок на пороге школы»
Проведение индивидуальных консультаций для родителей
Собеседование с будущими первоклассниками.
Определение уровня готовности.
Прием в 1 класс. Комплектация классов с учетом особенностей учителя и детей.
Совместное с завучем планирование и проведение диагностических и профилактических мероприятий.
Проведение психологического консилиума по вопросам адаптации.
Слайд 9Договор с родителями о разрешении на работу психолога
Слайд 10Диагностическая работа в 1 классе
Входная предметная (педагогическая) диагностика.
Психодиагностика.
-Методика Н.Г.Лускановой
«Что мне нравится в школе».
- Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе (для учителей и родителей) О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чиркова.
-Психолого-педагогическая оценка готовности Семаго (оценка особенностей тонкой моторики ;
сформированности навыков счета и сравнения; звукового и звукобуквенного анализа;
произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;
пространственных представлений, общего уровня развития; особенности самооценки)
Слайд 11Особенности адаптации в 5 классе
Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в
пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе.
Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
Слайд 12Основные задачи сопровождения
Отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения;
создать
условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации;
помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке стиля поведения;
оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;
создать условия для организации постоянного профессионального диалога между педагогами разных ступеней обучения.
Слайд 13Специфические задачи для
пятиклассников
Увеличивать потенциал самостоятельности в процессе выполнения требований учителей-предметников;
принять
новую социальную роль – ученика основной школы;
принять «новых» учителей.
Слайд 14Специфические задачи для
педагогов
учитывать возрастные особенности и возможности детей;
ознакомиться с результатами
диагностики уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс);
создать атмосферу сотрудничества родителей друг с другом и со школой;
провести стартовые контрольные работы по предметам с целью выявления УУД, сформированных в начальной школе;
использовать классному руководителю и учителю-предметнику урочную и внеурочную деятельность;
формировать устойчивую учебную мотивацию;
формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях.
Слайд 15Специфические задачи для
педагога-психолога
Изучить уровень готовности учащихся к обучению в среднем
звене (4 класс) и провести комплексный мониторинг адаптации учащихся 5 классов;
формировать у родителей и педагогов понимание необходимости оказания поддержки учащимся при переходе из начальной школы в среднее звено;
стимулировать адаптационные механизмы и способствовать снижению уровня школьной тревожности;
консультировать участников образовательного процесса (родителей, учащихся, педагогов) по запросам.
Слайд 16План мероприятий адаптационного периода
Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной
школы к обучению в среднем звене, проведение диагностических мероприятий.
Взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах 1 и 2 ступени.
Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя «Впереди пятый класс».
Совместный «круглый стол» на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников»
Слайд 17План мероприятий адаптационного периода
Проведение тренинговых занятий по профилактике дезадаптации формированию
социальных навыков учащихся 5-го класса» «Новичок в средней школе».
Диагностика уровня школьной адаптации учащихся 5-х классов.
Проведение родительского собрания на тему «Ваш ребенок-пятиклассник».
Проведение коррекционно-развивающих занятий в мини-группах. Поддержка работы классного руководителя - консультативная, методическая, организационная
Слайд 18Диагностическая работа в 4-5 классе
В конце 4 класса проводится комплексная диагностика
готовности к обучению в среднем звене (6 субтестов методики Битяновой).
Делается сравнительный анализ уровня готовности учащихся в 1 и4 классах.
В октябре проводится диагностика уровня школьной адаптации учащихся 5 классов (включается анкетирование учащихся, проведение опросника Левченко «Чувства в школе»)
В случае выявления дезадаптации с этими детьми проводится дополнительно индивидуальная диагностика
Слайд 19Этапы реализации программы сопровождения
Первый этап - определение готовности учащихся к обучению
на новом возрастном этапе (март-май).
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности к обучению в следующем звене.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей.
Взаимопосещение уроков учителями начальных классов, учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах образования I и II ступени.
Проведение совместных «круглых столов», носящих на данном этапе общий ознакомительный характер: для учителей-предметников, классных руководителей пятиклассников и учителей начального звена.
Слайд 20
Второй этап - первичная адаптация к новым социальным условиям(сентябрь-январь)
Составление социального паспорта
класса;
проведение психолого-педагогической диагностики (первоклассники, пятиклассники, десятиклассники);
проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики;
организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения;
организация педагогической поддержки учащихся во внеурочное время.
Слайд 21Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в
период адаптации.
Выявление характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся;
экспертные опросы учителей, родителей; диагностика неадаптированных учащихся;
оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе);
привлечение специалистов разных профилей (врач, невропатолог, логопед и др.) в рамках ПМПК;
организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики.