Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение субъектов
образовательной деятельности в условиях введения ФГОС в начальной
школе
Слайд 2Поколение 1920-40 – «Молчаливое поколение»
Ценности: преданность, соблюдение правил, уважение к
должности и статусу, терпение.
Поколение 1940-60
Ценности: оптимизм, коллективизм, заинтересованность в личностном росте.
Поколение 1960-79 – «Поколение цифровой адаптации»
Ценности: готовность к изменениям, техническая грамотность, стремление учиться в течение всей жизни
Поколение 1980-2000 – «Рожденные в цифре, поколение Сети, поколение Миллениум»
Ценности: Оптимизм, контактность (сообщество), уверенность в себе, самовыражение, обучение с развитием, немедленное вознаграждение, достижение, результат
Слайд 3Поколение 2000 -… - «Воплощенные в цифре, цифровые Аватары»
- социальные сети,
- виртуальные миры,
- онлайн-игровые платформы,
- дети имеют мобильный;
- не пользуются инструкциями, чтобы понять, как работает новая вещь;
- потребительская ориентация, целенаправленно копят деньги;
- полагают, что давно вышли из детского возраста.
Слайд 4Перемены в современном обществе
Скорость обновления системы научных знаний;
Возрастание информационного объема;
Усложнение учебного
материала;
Возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества;
Расширение форм социализации и воспитания ребенка.
Слайд 5
Цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую
компетенцию - умение учиться.
Слайд 6
Цель реализации программы сопровождения - создание оптимальных психолого-педагогических условий для общекультурного,
личностного и познавательного развития учащихся, их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках инновационной модели школы в условиях введения ФГОС.
Слайд 7Задачи
Осуществлять психолого-педагогический мониторинг с целью оценки успешности личностного и познавательного развития
детей, отслеживать психолого-педагогический статус ребенка, динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО с последующим заполнением карты индивидуального психического развития школьника;
Создавать оптимальные социально-психологические условия для формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся начальной школы как психологической составляющей фундаментального ядра образования, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе.
Содействовать повышению уровня профессиональной мотивации и психолого-педагогической компетентности педагогов, уровня психолого-педагогической компетентности родителей в условиях введения ФГОС НОО.
Содействовать сохранению здоровья, развитию психологической культуры всех участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО.
Обеспечить вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО.
Слайд 8Основные формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего
образования
Психологическое просвещение педагогов, родителей, учащихся.
Психопрофилактика.
Психологическое индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей, семей, учащихся.
Экспертиза.
Психодиагностика.
Развивающая и психокоррекционная работа.
Слайд 9Основные направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего
образования в МБОУ «Лицей №3»:
Психологическое обеспечение (участие и психологическое сопровождение) инновационных проектов МБОУ «Лицей №3»
Мониторинг новых образовательных результатов учащихся, возможностей и способностей обучающихся (в рамках психологического сопровождения проекта «Компетентность»)
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей, контроль за их развитием (в рамках психологического сопровождения проекта «Лицеисты – будущее России»).
Дифференциация и индивидуализация обучения.
Повышение психологической компетенции педагогов, родителей и учащихся (в рамках психологического сопровождения проекта «Компетентность»); содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей.
Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса (в рамках проекта «Лицей – территория здоровья».
Содействие развитию, самоопределению и самореализации личности, развитию мировоззренческого сознания современного человека (в рамках психологического сопровождения проекта «Личность»).
Слайд 10Работа с администрацией
и учителями начальной школы
Администрации предоставляется значимая для органов
управления Лицеем информация по данным мониторинга психологического развития школьников, о социально-психологических факторах образовательной среды, влияющих на развитие детей для дальнейших управленческих решений по изменению образовательных условий.
Задачи:
Повышение психологической компетентности и психологической культуры педагогов начальных классов лицея.
Оптимизация психологических условий взаимодействия учителей начальных классов и учащихся.
Анализ образовательных ситуаций и обобщение психолого-педагогического опыта.
Слайд 11Работа школьного психолога с родителями детей начальной школы
Задачи:
Повышение уровня психологической
компетентности родителей.
Оптимизация детско-родительских отношений.
Включение родителей учащихся в образовательные проекты и программы.
Слайд 12Работа с учащимися начальной школы
Задачи
Психолого-педагогическое исследование адаптации учащихся, прослеживание динамики психического
развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО (оценка успешности личностного и познавательного развития детей, отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка).
Ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности.
Содействие психологическому здоровью участников образовательного процесса.
Формирование и развитие самоорганизующейся личности с адекватной системой отношений.
Слайд 13Алгоритм реализации программы психолого-педагогического сопровождения
Слайд 14Цель мониторинга – выявление сформированности личностных и метапредметных УУД у ребенка,
проявляющихся в его поведении и учебной деятельности и отслеживание процесса развития и формирования личностных и метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Предмет мониторинга - образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде.
Слайд 15Задачи мониторинга:
Определить уровень сформированности личностных и метапредметных УУД каждого ученика на
разных этапах обучения.
Отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к личностным и метапредметным образовательным результатам, определить проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разработать стратегии помощи.
Определить успешность работы педагога по формированию личностных и метапредметных УУД учащихся и поставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели.
Слайд 16СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Слайд 17Этапы проведения мониторинга УУД
Планирование.
Диагностика уровня сформированности метапредметных УУД.
Обработка и
анализ результатов.
Слайд 18Критерии оценки сформированности УУД учащихся:
Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
Соответствие свойств универсальных действий
заранее заданным требованиям.
обращается внимание на следующее:
- отклонение от выявленных средневозрастных показателей;
- отклонение свойств УУД от заданных требований;
- снижение результатов (по сравнению с уже достигнутым);
- резкое увеличение показателей.
Слайд 22Мониторинг развития системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных
и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, включает
Личностные
Самоопределение
1.1. Внутренняя позиция школьника
- положительное отношение к школе;
- чувство необходимости учения;
- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
- адекватное содержательное представление о школе:
- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;
- предпочтение социального способа оценки своих знаний - отметки - дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)
- отношение к себе как ученику, отношение к учителю, одноклассникам
Слайд 231.2. Самооценка
Когнитивный компонент:
- широта диапазона оценок;
- обобщенность категорий оценок;
- представленность в
Я-концепции
социальной роли ученика;
- рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
- отношение к себе, своей жизни, ближайшему окружению и др.
регулятивный компонент:
- способность адекватно судить о причинах своего успеха /неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием
Слайд 242. Смыслообразование
Мотивация учебной деятельности
- сформированность познавательных мотивов;
- интерес к новому;
- интерес
к способу решения и общему способу действия;
- сформированность социальных мотивов;
- стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
- сформированность учебных мотивов;
- стремление к самоизменению, приобретению новых знаний и умений;
- установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью
Слайд 253. Нравственно-этическое оценивание
Усвоение моральных норм, развитие
нравственных качеств личности, эмпатии
- ориентирован
на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости);
- имеет начальное представление о нравственных нормах;
- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм;
-развитие эмпатии
Слайд 26Коммуникативные
Коммуникация как интеракция
- понимание возможности различных точек зрения
и позиций по поводу какого-либо предмета, вопроса;
-уважение к иной точке зрения;
- понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное (предпосылками являются потребность в общении, владение вербальными и невербальными средствами общения, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, ориентация на партнера по общению, умение слушать)
Слайд 272. Коммуникация как кооперация.
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение аргументировать
свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
3.Коммуникация как условие интериоризации.
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Слайд 28Регулятивные
1. Произвольность поведения
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
-умение
сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
-умение контролировать свою деятельность по результату;
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
2. Принятие задачи, планирование, контроль и коррекция, оценка
- умение принимать и удерживать учебную задачу;
-целеполагание;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность.
Слайд 29Познавательные
1. Постановка и решение проблемы
-формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера
2. Универсальные логические действия
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
-доказательство.
Слайд 303. Общеучебные действия
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символическое моделирование;
- умение
структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Слайд 31На основании данных мониторинга педагогический коллектив школы сможет:
Оценить уровень сформированности УУД
каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе;
Отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам;
Прогнозировать дальнейшее развитие учащегося в рамках урочной и внеурочной деятельности;
Своевременно обнаруживать трудности в освоении учебной программы, проблемные зоны в решении задач образования учащихся, определять на этой основе и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;
Отслеживать результативность работы по формированию метапредметных УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса;
Проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, регулированию темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом;
Планировать развивающую работу с конкретным ребенком и с классом в целом.