Слайд 1Психологическое сопровождение профильного и предпрофильного самоопределения обучающихся
Слайд 2Основными задачами психологического сопровождения учащихся является:
- оказание помощи учащимся в
решении задач личностного и ценностного-смыслового самоопределения,
- оказание помощи в выборе профиля.
Слайд 4Комплексное психологическое сопровождение профильного и предпрофильного обучения включает в себя следующие
направления:
1. Диагностическое
2. Просветительское
3. Консультационное
4. Развивающее
Слайд 5Просветительское направление
На этапе социально-ориентированном(6-7 классы):
Тематические интегрированные классные часы «Профессия-школьник», «Интересные профессии»,
«Играем в профессию», профориентационная игра «Сотворение мира»
На этапе профильно-определяющем (8-9 классы):
Тематические интегрированные классные часы
«Планирование времени», «Время взрослеть», «Моя будущая профессия», «На распутье», «Мир профессий», «Дорога труда», «Ошибки в выборе профессии», «Способности общие и специальные».
На третьем этапе профильно-адаптационном(10-11 классы):
«Стратегия выбора профессий»; «Пути получения профессии»; «Планирование жизненного пути»; Основы альтернативного выбора (схема «Хочу», «Могу», «Надо»); ролевая игра «Царство-государство».
Слайд 6Развивающее направление
На этапе социально-ориентированном(6-7 классы):
Развитие интеллектуальных и коммуникативных
способностей учащихся
На этапе профильно-определяющем (8-9 классы):
Развитие коммуникативных способностей, развитие навыков самоутверждения подростков, развитие самопонимания себя и своих возможностей
На третьем этапе профильно-адаптационном(10-11 классы):
Развитие навыков самореализации своих способностей, формирование готовности к профессиональному выбору.
Слайд 7Используемые диагностические методики
1. Мониторинг интересов к предметно образовательным и профессиональным сферам
(«Отношение к учебным предметам» Балабкиной Л., изучение мотивов учебной деятельности по методики М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой.М, опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (модификации Г.В. Резапкиной), «Профиль» Г.В. Резапкиной (модификация методики «Карта интересов» А.Голомштока)
Слайд 8Используемые диагностические методики
2. Изучение индивидуально - типологических особенностей учащихся в рамках
профессионального самоопределения
(определение темперамента Г.Айзенка, тесты тревожности Филиппса и Г.Айзенка, КОС В. Синявского Б.А. Федоришина, социальные пробы и социометрия, изучение внешнего типа памяти, свойств внимания «Корректурная проба», изучение групповой сплоченности Сишора, ГИТ, ШТУР, «Продвинутые матрицы» Равена, изучение творческого мышления по образной батарее субтестов Е. Торренса и изучение речемыслительной креативности по методики Т.В. Галкиной (адаптированный вариант теста С. Медника))
Слайд 9Консультационная работа
1. Консультационно-информационная работа о способах и возможностях получения информации о
желаемой профессии, месте обучении.
2. Консультационно-ориентировочная работа направлена осознание возможностей выбора, планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. С использованием активизирующей, карточной игры Н.С. Пряжникова «Кто? Что? Где?»
Слайд 10Активизирующая методика «Кто? Что? Где?» при психологическом профконсультировании
Слайд 11Применение карточной игры Н.С. Пряжникова «Кто? Что? Где?» при индивидуальном консультировании
Цель
методики - оперативный поиск (или уточнение) наиболее привлекательной для учащегося профессии (группы профессий), а также знакомство с основными характеристиками трудовой деятельности
Слайд 12Отличия активизирующих методик
интересность, увлекательность процедуры для учащихся
личная значимость
добровольность участия
Двухплановость действия
(как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действия.
Слайд 13Модификационный вариант методики Н.С. Пряжникова «Кто? Что? Где?»
Практическое использование карточной методики
в гимназических классов, показал, что предложенные виды деятельности и места работы, предложенные в данной методики утратили свою привлекательность и не отражают весь спектр современного рынка труда.
Слайд 14В связи с этим было решено ввести дополнительные карточки в которых
были отражены виды деятельности (Ч-28 Добиваться осуществления страховых выплат; Ч-29 консультирование по вопросам финансовой политики; Ч-30 Заниматься иностранными переводами; Ч-31 организовывать поставки товаров и услуг; Ч-32 писать статьи для журналов и газет; Ч-33 придумывать дизайн одежды, обуви, квартир; Ч-34 Заниматься рекламой, разработкой рекламных брошюр)
и места работы (Г-28 Работа в офисе;Г-29 работа в суде, адвокатской конторе; Г-29 Работа в рекламном агентстве; Г-31 Работа в международных организациях, Г-32 Работа в финансовых организациях, Г-33 Работа в домашнем офисе; Г-34 Работа в Coll-центре) с учетом предъявляемых требований к различным современным профессиям.
Модификационный вариант методики Н.С. Пряжникова «Кто? Что? Где?»
Слайд 15Особенности, применения карточной игры с учащимися.
Карточная игра в отличие от тестовых
методик. Не дают школьникам готовых результатов, не рекомендует профессии, а предлагают задуматься, осознать внутренние вопросы и противоречия.
Возможность использовании данной игры, в случаях затруднения у учащегося выбора будущей профессиональной направленности.
Игру можно проводить как индивидуально, так и в классе , только необходимо по ходу игры остальным учащимся составить список рекомендуемых профессий с аргументацией. А в конце игры можно будет воспользоваться советами одноклассников.