Презентация, доклад на тему Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Содержание

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Слайд 1





Психолого-педагогическое сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья

Выполнил:
Магистрант 1 курса, группы МЛ-18
Бурнакова

Д.П.

Абакан, 2019





МИНОБРНАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образование «Хакассий государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт непрерывного и педагогического образования Кафедра дошкольного и специального образования

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровьяВыполнил:Магистрант 1 курса, группы МЛ-18Бурнакова Д.П.Абакан, 2019МИНОБРНАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное

Слайд 2
Психолого-педагогическое

сопровождение - это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система в

Слайд 3 В состав психолого-педагогического сопровождения входят следующие специалисты:
- педагоги-психологи,


- социальные педагоги,
- учителя-логопеды,
- учителя-дефектологи различного профиля,
- другие специалисты, обеспечивающие оптимальные условия для развития, обучения и социальной адаптации обучающихся, поддержания психического, социального и физического здоровья участников образовательных отношений.
В состав психолого-педагогического сопровождения входят следующие специалисты: - педагоги-психологи, - социальные педагоги, - учителя-логопеды, - учителя-дефектологи

Слайд 4 Субъектом психолого-педагогического сопровождения являются дети, их родители, педагоги

учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Субъектом психолого-педагогического сопровождения являются дети, их родители, педагоги учреждения, участвующие в процессе обучения и

Слайд 5
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых

обучающихся программах;
- создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
- изучение индивидуальных особенностей детей.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;- создание эмоционально благоприятного климата

Слайд 6Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ характеризуется следующими принципами:

1) системность – реализуется

в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ характеризуется следующими принципами:1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в

Слайд 72) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом и другими

специалистами, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом и другими специалистами, родителями оказывается ребенку комплексная помощь,

Слайд 83) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик,

подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);



3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает

Слайд 94) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка,

знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики возможностей и способностей ребенка, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.
4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей

Слайд 10Формы и содержание работы специалистов сопровождения
1. Диагностическое направление.
Для успешности воспитания и

обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с ОВЗ;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в образовательном учреждении;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребёнка;
- консультировать родителей ребёнка.
Формы и содержание работы специалистов сопровождения1. Диагностическое направление.Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная

Слайд 11Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические

этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.
Специалисты выполняют задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ сопровождения.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка

Слайд 12
2. Коррекционно-развивающее направление.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы специалистов с детьми с

ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, песочной терапии и др.);

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

- формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариативны, и поэтому программы сопровождения должны быть индивидуальными.
2. Коррекционно-развивающее направление.Основными направлениями коррекционно-развивающей работы специалистов с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции,

Слайд 133. Консультативно - просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивается

оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Специалисты разрабатывают рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.


3. Консультативно - просветительское и профилактическое направлениеРабота по данному направлению обеспечивается оказание педагогам и родителям помощи в

Слайд 144. Организационно – методическое направление.
Данное направление деятельности специалистов включает подготовку материалов

к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Таким образом, основной задачей педагогов и специалистов является умение организовать образовательную работу так, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его физическому , психическому и речевому развитию.


4. Организационно – методическое направление.Данное направление деятельности специалистов включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам,

Слайд 15Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1.

Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.
Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется

Слайд 162. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом

развитии ребенка и его социальной ситуации развития.
На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации

Слайд 173. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между

родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.
3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и

Слайд 184. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором

осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:
4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей.

Слайд 19- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные

и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- возраст ребенка;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

- возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.
- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации

Слайд 205. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения

рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ.
5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают

Слайд 21
Спасибо



за внимание!!!

Спасибоза внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть