Слайд 1
Психолого-педагогическое сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья
Выполнил:
Магистрант 1 курса, группы МЛ-18
Бурнакова
Д.П.
Абакан, 2019
МИНОБРНАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образование
«Хакассий государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт непрерывного и педагогического образования
Кафедра дошкольного и специального образования
Слайд 2
Психолого-педагогическое
сопровождение - это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Слайд 3 В состав психолого-педагогического сопровождения входят следующие специалисты:
- педагоги-психологи,
- социальные педагоги,
- учителя-логопеды,
- учителя-дефектологи различного профиля,
- другие специалисты, обеспечивающие оптимальные условия для развития, обучения и социальной адаптации обучающихся, поддержания психического, социального и физического здоровья участников образовательных отношений.
Слайд 4 Субъектом психолого-педагогического сопровождения являются дети, их родители, педагоги
учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Слайд 5
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых
обучающихся программах;
- создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
- изучение индивидуальных особенностей детей.
Слайд 6Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ характеризуется следующими принципами:
1) системность – реализуется
в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);
Слайд 72) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом и другими
специалистами, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;
Слайд 83) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик,
подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);
Слайд 94) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка,
знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);
5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики возможностей и способностей ребенка, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.
Слайд 10Формы и содержание работы специалистов сопровождения
1. Диагностическое направление.
Для успешности воспитания и
обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с ОВЗ;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в образовательном учреждении;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребёнка;
- консультировать родителей ребёнка.
Слайд 11Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические
этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.
Специалисты выполняют задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ сопровождения.
Слайд 12
2. Коррекционно-развивающее направление.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы специалистов с детьми с
ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, песочной терапии и др.);
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариативны, и поэтому программы сопровождения должны быть индивидуальными.
Слайд 133. Консультативно - просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивается
оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Специалисты разрабатывают рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Слайд 144. Организационно – методическое направление.
Данное направление деятельности специалистов включает подготовку материалов
к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Таким образом, основной задачей педагогов и специалистов является умение организовать образовательную работу так, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его физическому , психическому и речевому развитию.
Слайд 15Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:
1.
Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.
При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.
Слайд 162. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом
развитии ребенка и его социальной ситуации развития.
На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.
Слайд 173. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между
родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.
Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.
Слайд 184. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором
осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:
Слайд 19- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные
и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;
- возраст ребенка;
- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;
- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;
- возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.
Слайд 205. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения
рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.
В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ.