Слайд 1Психолого-педагогическое
сопровождение ребенка
с ОВЗ
Педагог-психолог МБОУ Кашарской СОШ
Фролова С.В.
Слайд 2
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!
Слайд 3По данным Министра образования и науки РФ за последние 3 года
количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ в неспециальных условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
слуха,
зрения,
тяжелым нарушением речи,
опорно- двигательного аппарата (ДЦП),
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (РДА),
ЗПР,
с нарушениями интеллекта,
с множественными нарушениями развития,
дети-инвалиды.
Слайд 4Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:
-замедленное и ограниченное восприятие;
-недостатки развития моторики;
-недостатки речевого развития;
-недостатки развития мыслительной деятельности;
-недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность;
-пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
-недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Слайд 5Что значит сопровождать?
«сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо
в качестве спутника или провожатого»
создать для ребенка, обладающего данными
психологическими особенностями, конкретными
возможностями, ориентированного на решение
определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.
Слайд 6Основными сферами деятельности педагога-психолога с детьми с ОВЗ в системе школы
являются:
психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
психологическое сопровождение педагогического коллектива;
психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.
Слайд 7Психолого-медико-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных,
речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.
Слайд 8Психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах
системного и личностно-ориентированного подходов.
Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия(непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где на ряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.
Слайд 9Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ может состоять:
-в снятии
нервно-психического напряжения;
-коррекции самооценки;
-развитии психических функций -памяти, мышления, воображения, внимания;
-преодолении пассивности;
-формировании самостоятельности,
ответственности и активной жизненной позиции;
-преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков;
сопровождение тьютора;
дополнительные занятия с педагогом;
занятия с логопедом, дефектологом, социальным педагогом;
занятия в специальной физической группе.
Слайд 10Методами и приемами психологического сопровождения: беседы, индивидуальные психологические консультации,
психологическая помощь,
ролевые игры,
психологические тренинги,
группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, использование сигнальных карточек, «узелки» на память,
восприятие материала с закрытыми глазами, активные методы рефлексии.
Слайд 11Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный
опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении.
Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Слайд 12Поэтому для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми должно
стать восстановление эмоционального контакта.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
-игровые ситуации;
-дидактические игры;
-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
-психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Слайд 13Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ осуществляется посредством игр.
Таким детям часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п. Но чтобы достичь ожидаемого результата, надо точно определить возможности той или иной игры.
В работе можно использовать 6 методов организации игровой деятельности:
1. метод игрового тренинга ( например: «Съедобное –несъедобное», «Паровоз», «Ниточка –иголочка»)
2.метод театрализации;
3. метод состязательности;
4.метод равноправного духовного контакта;
5.метод воспитывающих ситуаций;
6.метод импровизации
Необходимо помнить , что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью детей.
Слайд 14Учителю необходимо:
Следить за успеваемостью обучающегося, после объяснения нового материала проверять, понял
ли его ребенок.
Посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт
глаз усиливает внимание.
Поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку.
Предоставлять дополнительное время для завершения задания.
Чередовать занятия и физкультурные паузы.
Обращать внимание на изменения в поведении, которые предупреждают об усталости ребенка.
Стараться разнообразить работу на уроке.
Слайд 16обеспечение психолого-педагогических условий:
Слайд 18Модель сопровождения индивидуального обучения