Слайд 1Педагог-психолог
Науменко Е.В.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
( с речевыми нарушениями)
Слайд 2 Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то
в качестве
спутника или провожатым.
Из толкового словаря В.И.Даля
Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.
Психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Слайд 3Принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка
Приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»): специалист системы
сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Непрерывность сопровождения: специалисты службы сопровождения прекращают поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или подход к решению очевиден.
Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: обеспечивается согласованной работой команды специалистов, включенных в единую организационную модель, владеющих единой системой методов.
Слайд 4
Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
Диагностическое направление
Слайд 5Диагностическое направление
Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь,
на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года ( и в конце) наряду с педагогическими наблюдениями.
Системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
Систематическую регистрацию результатов обследования всеми специалистами в Карте динамического развития ребенка, позволяющую проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на него, помогающую определить перспективу его развития и выработать рекомендации по дальнейшему коррекционному воспитанию и обучению;
Слайд 6
Коррекционно-развивающее направление
сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать
динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
формирование способов усвоения школьником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;
преодоление и предупреждение у обучающихся с ОВЗ вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
использование новейших методик для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.
Слайд 7В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
развитие познавательной активности детей;
развитие
процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки;
коррекция поведения ребенка; формирование навыков общения
Слайд 8
Консультативно-просветительское и профилактическое направление
просвещение родителей и педагогов, повышение их педагогической и психологической
культуры;
психолого-педагогическая помощь родителям в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании и развитии особого ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества родителей и детей в семье;
переориентировка родителей на деятельностное отношение к ребенку и понимание его возможностей, устранение недопонимания проблем ребенка через совместную предметную, игровую, познавательную и творческую деятельность;
повышение личностной самооценки в связи с возможностью увидеть результаты ребенка, осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим ребенком.
Слайд 9
Организационно-методическое направление
участие в конференциях, методических объединениях района, города,
Педагогических советах, семинарах-практикумах,
работе
ПМПК;
повышение квалификации,
личностный педагогический рост.
Слайд 10Сопровождение ребёнка в ОУ преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и
традиционные формы образовательного и воспитательного взаимодействия. Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с детьми с особыми образовательным потребностями:
Слайд 11Психолого-медико-педагогический консилиум
Задачи:
своевременная комплексная педагогическая диагностика особенностей психического, физического развития и
поведения детей;
оказание помощи родителям и педагогам по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
оказание консультативной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении основной общеобразовательной программы школьного образования и социальной адаптации;
осуществление индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям;
формирование единого образовательного пространства и развития компетентности воспитанников, педагогов, родителей.
Слайд 12Особенности детей с речевыми нарушениями
несформированность слухового и зрительного восприятия,
нарушение произвольного внимания
сужение объема внимания
трудностями включения, переключения, и распределения
низкий объем памяти, особенно словесной, трудности в опосредованном запоминании;
быстрое забывание материала
отставание в развитии воображения.
Слайд 13Особенности детей с речевыми нарушениями
недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию,
обобщению.
бедность и недифференцированность словарного запаса
явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения
моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений
Слайд 14Особенности детей с речевыми нарушениями
пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к
спонтанному поведению
снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь),
пониженный фон настроения,
астенические черты,
тенденция к ограничению социальных контактов,
неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Слайд 15Особенности детей с речевыми нарушениями
недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая
их,
неустойчивость интересов
Замкнутость
негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Слайд 16Особенности учебной деятельности детей с речевыми нарушениями
легче выполнять задания, представленные не
в речевом, а в наглядном виде
долго не включаются в выполнение задания.
быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность
сниженная мотивация
низкая активность
Слайд 17
Выготский Л. С. писал:
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного
выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».
Слайд 18Программы
«Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы курса Локаловой Н.П. «120
уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006
Психологическая азбука» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, Начальная школа» Т.Аржакаевой, И.Вачкова, А.Поповой.
Слайд 19Методы, приемы, технологии используемые в коррекционно-развивающей работе
Слайд 24Настольный театр,
пальчиковый театр
Слайд 39Мячи антистрессовые,
игрушки-мякиши
Слайд 40
Главную роль, конечно, играет семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия
родителей и педагога.
Групповые и индивидуальные консультации для родителей с целью формирования их компетентности в различных аспектах развития ребёнка.
Слайд 41Памятки родителям
«Особенности адаптации учащихся 1 классов»
«Особенности учащихся детей с нарушениями речи»
Слайд 42Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!