Слайд 1Психолого – педагогическое
сопровождение
первоклассников.
г. Фрязино
Февраль 2016 г.
Слайд 2 Государственная программа РФ
«Развитие образования» на 2013 - 2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, и указала на необходимость распространения моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания,
социализации.
Слайд 3Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из дошкольных образовательных
учреждений в начальную школу является одной из актуальных проблем образования.
Переход детей в школу психологи и педагоги уверенно называют кризисным. Согласно М.М.Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько закономерных этапов: от первого этапа легкой адаптации до тяжелой степени адаптации, когда незначительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года. Пристальное внимание к началу школьной жизни ребенка и его адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие.
Слайд 4Механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и
используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Система профессиональной деятельности педагога-психолога и специалистов службы сопровождения, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка состоит в снятии нервно-психического напряжения, коррекции самооценки, организации занятий по развитию когнитивных функций, формировании познавательной активности, самостоятельности и ответственности ребенка , развитии коммуникативных навыков, в формировании адекватных межличностных отношений.
Слайд 5Направления психолого-педагогического сопровождения:
Профилактическое;
Диагностическое;
Коррекционно-развивающее;
Поддерживающее;
Просветительское;
Консультативное;
Экспертно-аналитическое.
Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
Слайд 6Задачи психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период первичной адаптации:
повышение уровня психологической готовности
детей к обучению, усвоению знаний, познавательному развитию, общению и
учителей к работе с новым контингентом детей;
создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе, обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;
установление определенных норм взаимоотношений ребенка с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;
выработка единых последовательных и обоснованных требований;
адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников;
формирование и сплочение детского коллектива.
Слайд 7Психодиагностическое направление:
Определение уровня психологической готовности к обучению (Психолого-педагогическая оценка готовности
ребенка к началу школьного обучения. Н.Семаго, М.Семаго)
Определение уровня школьной мотивации
(Методика определения мотивов учения М.Р.Гинзбурга.
Методика диагностики мотивации учения Т.А.Нежновой.
Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой.)
Определение уровня самооценки
(Методика «Лестница»В.Г. Щур)
Определение психологических особенностей
(Проективный тест «Рисунок человека» А.Л. Венгер)
Определение уровня адаптации
(Схема наблюдений в критериальных учебных ситуациях В.Т. Козловой.
Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» В.И.Чиркова,О.Л.Соколовой.
Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения Р.В. Овчаровой.
Анкета психологической и социальной готовности ребенка к школе. .В.Ермолаевой,И.Г.Ерофеевой)
Определение уровня развития произвольности (Методики «Домик» Н.И. Гуткиной. «Узор» Л.И.Цеханской. «Диктант» Эльконина)
Слайд 8Психодиагностическое направление.
Углубленная психодиагностика:
Подготовка документов для ПМПк
Диагностика когнитивных и психологических
особенностей по запросу учителя и \ или родителей для определения направления коррекционной работы
Анализ и оценка эффективности коррекционных мер
(Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. С.Д.Забрамная, О.В.Боровик,
Набор методик и тестов, в зависимости от проблем и трудностей учащихся )
Слайд 9Коррекционно – развивающее направление:
«АБВГДейка»
(Повышение уровня психологической готовности первоклассников)
«Умники и умницы»
(Развитие познавательных способностей, повышение познавательной активности)
«Лучик»
(Эмоциональное и нравственное развитие. Коррекция психологических особенностей: снижение тревожности, повышение самооценки . Повышение уровня сплоченности детского коллектива)
Индивидуальная работа с учащимся и с учащимся и его родителями (по запросу).
Используемые программы:
За 3 месяца до школы.
Юным умникам и умницам. О.А.Холодова.
36 занятий для будущих отличников. Л.В.Мищенкова
120 уроков психологического развития младших школьников. Н.П.Локалова.
Жизненные навыки. С.В.Кривцова.
Тропинка к своему Я. О.В.Хухлаева.
Программа эмоционального развития «Удивляюсь,злюсь.»
С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник
Методы образовательной кинессиологии, арттерапии, МАК и д.
Слайд 10 Экспертно - аналитическое направление:
Разработка коррекционных
мероприятий
Подготовка аналитических справок и таблиц по классам и отдельным группам
Определение зоны актуального и ближайшего развития
Анализ эффективности коррекционных мер
Слайд 11 Организационно- методическое направление:
ПМПк
Совершенствование методики и модификация содержания
обучения
ШМО начальной школы
Разработка индивидуального образовательного
маршрута для детей с ОВЗ
Слайд 12 Просветительское направление:
(Повышение уровня психологической компетентности
родителей и учителей)
Памятки
Презентации
Обучающие семинары
Родительские тематические собрания и собрания по результатам фронтальной диагностики
Выступления на педсоветах
Слайд 13 Консультационное направление:
(Индивидуальное, групповое и семейное консультирование по запросам учащихся, педагогов,
администрации и родителей)
обеспечение систематической помощи детям в ходе обучения;
создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ;
оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Слайд 14
Полноценное развитие каждого ребенка,
как одна из важнейших задач общества на современном этапе развития, требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов.
Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р.Битяновой , определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.
Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.
Слайд 15
Основными принципами психолого –
педагогической
поддержки являются: согласие ребенка на помощь и
поддержку; опора на наличные силы и потенциальные
возможности личности; вера и ориентация на способность
ребенка самостоятельно преодолевать трудности;
сотрудничество и содействие со стороны родителей
ребенка; доброжелательность; безопасность; защита
здоровья и прав всех участников образовательного
процесса.
Слайд 16
Презентацию подготовила:
педагог – психолог
МОУ СОШ №1 г.Фрязино
Козлова Ирина Сергеевна.
Спасибо за внимание!