Слайд 1Психологическая защита, как ответная реакция на стрессовую ситуацию
Психолого-педагогический семинар
Слайд 2При поступлении в школу особую роль в жизни ребенка начинает играть
учитель. Он становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроках и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье. Поэтому от отношения учителя напрямую зависит самочувствие детей.
Слайд 3Источники стресса
Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных политических, экономических
и даже геофизических перемен.
Стресс – обширный круг состояний возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).
В силу многих причин подростки больше других подвержены стрессам.
Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела и начавшиеся поиски индивидуальности, контрольные, экзамены, давление родителей по поводу успеваемости в школе, проблемы в отношениях между парнями и девчонками, неуверенность в себе, тяга ко всему запрещённому и осознание того, что запрещённое, выбор между добром
Слайд 4Факторы стресса
Таким образом, мы приходим к выводу, что стресс возникает под
влиянием различных факторов среды и предъявляет организму повышенное требование.
«Стресс» в переводе с английского означает «напряжение».
Факторами стресса могут быть:
- пониженные температуры (холодовой стресс),
- повышенные температуры (тепловой стресс),
- избыток употребления лекарств (лекарственный),
- но наиболее распространён эмоциональный стресс.
Слайд 5Стадии стресса
Учение о стрессе было создано канадским учёным Гансом Селье, он
выделил три стадии стресса.
1 стадия – стадия тревоги (в этой стадии происходит мобилизация всех защитных сил организма).
2 стадия – стадия устойчивости или стабилизации (организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды, но снижается устойчивость организма к другим неблагоприятным факторам и ослабевает иммунитет).
3 стадия – истощения (организм не в силах противостоять действующему фактору и возникает различные болезни).
Слайд 6Психологическая защита
– это неосознаваемые психологические процессы, направленные на то,
чтобы уменьшить действие психической травмы;
– это защитные поведенческие реакции детей в ситуации конфликта, стресса, психотравмы по мимо воли и сознания ребенка. По своей сути защитные психологические механизмы являются автоматизмами
Слайд 7Ситуации – побудители для формирования психологической защиты
потеря, болезнь, смерть животного –
19%;
плохие школьные отметки – 16%;
травмы и опасные для жизни ситуации – 13%;
материальные утраты и нарушение покоя взрослых – 12%;
напряженные отношения с взрослыми – 8%;
болезнь и смерть близких людей – 7%;
проблемы с учебой – 4%;
отношения со сверстниками и др. – 3%.
Слайд 8Типичные детские МПЗ
отрицание;
подавление, вытеснение;
регрессия;
компенсация;
проекция;
рационализация, сублимация;
замещение.
Необходимо помнить, что если ребенок застревает
на каком-либо одном МПЗ, то в последствие он становится его личностной чертой. Даже став взрослым, человек продолжает себя проявлять упрямо, используя привычные способы поведения.
Слайд 9Виды психологических защит, их смысл и связь с эмоциями (по Плутчику)
Слайд 10Виды психологических защит, их смысл и связь с эмоциями (по Плутчику)
Слайд 11Как преодолеть
психологическую защиту?
Выявить какой МПЗ использует ученик. Для этого нужно
понять, какая ситуация вызывает у ребенка напряжение и беспокойство.
После выявления МПЗ нужно постараться скорректировать и саму ситуацию, которая вызывает психологическую защиту и сам МПЗ.
Слайд 12Заключение
“Методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона”.
А.С. Макаренко
Слайд 13Источники информации
Диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой
и др.) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.444-452
Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008
http://festival.1september.ru/authors/218-106-958
http://ele6839.narod.ru/p57aa1.html