Слайд 1Семинар
«Психолого-педагогическая помощь «трудным» детям»
Провела педагог-психолог Демина О.В.
Слайд 2Какого ребенка можно назвать «трудным»?
Слайд 3Сегодня мы поговорим о ребенке, который бегает и прыгает, ломает и
складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно.
Слайд 4
Гиперактивный ребенок
Агрессивный ребенок
Медлительный
Слайд 6Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит
деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы.
Слайд 7Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка
«АКТИВНЫЙ»
-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ДЕЙСТВЕННЫЙ
«ГИПЕР» - ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ
невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Слайд 8Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но
и его окружение: родители, одноклассники, учителя...
такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность
известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.
Слайд 9Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое
поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?
Слайд 10Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у
детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Слайд 11В этот период осуществляется переход к ведущей учебной деятельности и в
связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители и педагоги обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности ребенка
Слайд 12 Выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.
1. Беспокойные
движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
Слайд 13 6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с
негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Слайд 14
Чрезмерная двигательная активность
Импульсивность
Отвлекаемость-невнимательность
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
Слайд 15Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех
симптомов.
Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию
Это приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.
Слайд 16СРЕДИ ДЕТЕЙ 7 – 11 ЛЕТ ГИПЕРАКТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮТ 16,5%
10%
22%
Слайд 17Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно:
Слайд 18Учителям и воспитателям рекомендуется:
Посадить ученика на первые парты или в середине
класса.
Посадить ученика с учеником рефлексивного типа или одного и подальше от других импульсивных учеников.
Работать с ребенком лучше в начале урока.
Делить работу на более короткие и более частые периоды.
Использовать физкультминутки.
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
Использовать гибкую систему поощрения и наказания.
Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
Давать постоянные или временные поручения.
Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Слайд 20Безразличие или враждебность со стороны родителей
Слайд 21Разрушение эмоциональных связей в семье
Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в
такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.
Слайд 22Неуважение к личности ребенка
Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной
критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.
Слайд 23Чрезмерный контроль или
отсутствие его
Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в
какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.
Слайд 24Запрет на физическую активность
Если ребенок целый день не имел возможности открыто
проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.
Слайд 25Личные причины
Подсознательное ожидание опасности
Чаще всего мать ребенка во время беременности не
чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.
Слайд 26Неуверенность в собственной безопасности
Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений,
а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность.
Слайд 28Эмоциональная нестабильность
До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые
часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.
Слайд 29Повышенная раздражительность
Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже
на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.
Слайд 30Ситуативные причины
Плохое самочувствие, переутомление
Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те
дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то.
Слайд 31Поведенческие признаки
легко теряют контроль над собой;
проявляют физическую агрессию (драчливы) и
вербальную (угрозы, грубость, брань);
демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);
раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.
Слайд 32Рекомендации по общению с агрессивным ребенком
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
полное
игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
Слайд 332. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
констатация факта
("ты ведешь себя агрессивно");
констатирующий вопрос ("ты злишься?");
раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
Слайд 343. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными
эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
Слайд 354. Снижение напряжения ситуации
не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
не
демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу");
не кричать;
не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
не использовать физическую силу;
не втягивать в конфликт посторонних людей;
не настаивать на своей правоте;
не читать нотации, проповеди;
не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.
Слайд 365. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим
стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.
Слайд 37 Предупреждение агрессивных действий детей
никогда не следует поощрять ребенка за
проявленную агрессивность;
в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;
если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.
Слайд 39«Копуши»
Они медленнее всех складывают вещи, готовясь к уроку, медленно одеваются и
раздеваются, приходя в школу, и медленно выполняют любое задание. Они редко бывают лидерами, часто вызывают лишь раздражение.
К сожалению, иногда педагоги и родители начинают считаться с особенностями такого ребёнка только тогда, когда эти «копуши», не выдержав жёстких требований школы, попадают к врачу с диагнозом «невроз».
Слайд 40Поступив в школу
Такие дети демонстрируют достаточный уровень готовности.
Психическое развитие соответствует возрастным
нормам.
В первые месяцы учёбы они начинают отставать от сверстников.
В школе усваивают лишь часть учебного материала.
Слайд 41Причина неприятностей «копуш»
Подвижные дети отличаются от медлительных различной скоростью протекания нервных
процессов. Степень подвижности этих процессов находится в прямой зависимости от содержания и активности в мозге определённого вещества (ацетилхолинэстеразы). Именно это вещество определяет скорость проведения нервных импульсов по нервной ткани. Иначе говоря, уровень подвижности зависит от особенности биохимических процессов в мозге. Установлено, что эти процессы проходят по-разному, в зависимости от возраста.
Слайд 42Медлительные дети могут всё…
Все эти особенности физиологических процессов не являются болезнью
или отклонением. Медлительные дети могут всё, что могут сверстники, но даётся это большей ценой (иногда – ценой развития неврозов). При их обучении следует иметь в виду, что эти школьники очень склонны к стереотипным действиям, например, предпочитают ходить в школу по одной и той же дороге, играть в привычные игры, уклоняясь от новых. При решении логических задач применяют известный им способ.
Недостаточная подвижность проявляется и в речи таких детей. Они не только тянут слова, но и делают длительные паузы между ними. Медлительные дети отличаются также и замедленным протеканием умственной деятельности. Они должны собраться
«с мыслями», прежде чем ответить на вопросы.
С этим должны считаться педагоги.
Слайд 43Следует учитывать, что темп работы не зависит от желания ребёнка. Поэтому
не торопите его. Подгонять такого ребёнка не только бесполезно, но и вредно – так создаются условия для возникновения неврозов.
Медлительному ребёнку труднее переключиться с одного вида деятельности на другой, поэтому не задавайте ему новых вопросов, пока он занят предыдущим заданием.
Желательно воздержаться от резкого ограничения времени на выполнение
того или иного задания.
Слайд 44Не упрекать ребёнка за то, что он «копается и всех задерживает»,
и , конечно же, не наказывать за медлительность в присутствии других детей
Каждый раз в случае успешной и быстро сделанной работы
похвалите ученика.
Темп речи педагога и скорость подачи видеоматериала не должен быть ускоренным