Слайд 1Профилактическая работа с родителями по предупреждению жестокого обращения, самовольных уходов и
суицидального поведения среди несовершеннолетних
Составитель : Степаненко Екатерина Николаевна,
Педагог -психолог
МБОУ«СОШ №7»
2016
Слайд 2Основная цель: научить родителей быть родителями - воспитателями, друзьями своим детям,
рассказать родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Просвещение дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления.
Слайд 4
Большое количество детей и подростков, ежегодно подвергается насилию в семьях:
средний возраст
детей, подвергшихся насилию,
составляет 7 лет;
жертвами семейного насилия становятся подростки в возрасте от 12 до 17 лет.
По статистическим данным
в России родители:
ежегодно избивают до 2 миллионов детей
в возрасте до 14 лет
Более 155 тысяч детей убегают из дома из-за жестокости родителей
Ежегодно около 9 тысяч родителей лишается родительских прав и более 2,5 тысяч детей забирается у родителей без лишения родительских прав, так как пребывание в семье угрожает жизни детей.
Слайд 6 Для изучения детско-родительских отношений, социально-психологической адаптированности ребенка в
семье можно использовать:
Анкетирование родителей (Тесты МЕРА ЗАБОТЫ и ЛИКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ).
Опросник для родителей, направленные на выявление нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин:
«Подростки о родителях» (JI. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына) цель: изучение установок, поведения и тактики воспитания родителей с позиции детей.
Опросник родительского отношения А.Варга, В.Столин;
Слайд 7Изучение социального паспорта класса;
выявление социально опасных семей;
посещение семей по месту жительства
(совместно с социальным педагогом и классным руководителем).
Оформление социального паспорта семьи и карты учета факторов социального риска.
Слайд 8Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями:
Ключевые задачи, которые определяют психологическую помощь
:
преодоление внутрисемейного кризиса;
изменение родительских установок и позиций; :
Родительские собрания:
«Мой дом - моя семья»
«Подростковый суицид»
«Как предупредить насилие в семье»(активная форма) и т.п.
Слайд 9Родительский лекторий:
«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)»
«Наши ошибки в
воспитании детей»
«Шаги общения»
«Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки»
«Тревожность и её влияние на развитие личности»
Трудный возраст или советы родителям
Что такое суицид и как его не допустить (среднее и старшее звено)
Слайд 10Разработка информационных, методических материалов для родителей (буклеты, методические рекомендации, брошюры и
т.д.) о простраивании взаимоотношений с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействию жестокому обращению, защите прав, профилактике суицида, оказании помощи в трудной жизненной ситуации: «Что такое стресс и как с ним справиться», «Способы разрешения конфликта», «От любви до ненависти», «Права ребенка»;
Слайд 11Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми:
«Роль
семьи в развитии ребенка»
«Семейная атмосфера»
«Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка»
«Детско-родительский конфликт и способы его преодоления»
«Семейная жестокость» и т.д.
Слайд 12Организация круглых столов для родителей на темы «Я в ответе за
своего ребенка», «Формы и методы семейного воспитания»
Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с педагогом- психологом;
Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д
Размещение информации для родителей о работе телефонов доверия и контактных телефонах других служб на стендах и сайте школы
Слайд 13Особое место занимает коррекционно-развивающая работа:
Семинары-практикумы «Профилактика, управление и разрешение конфликтов
в семье », «Формирование навыков общения, разрешения конфликтных ситуаций с ребенком» и другие.
Тренинговое занятие « Я и мой ребенок»
Упражнения «Ассоциации» цель: осознание содержания понятия «Родительство», «Мой ребенок».
Домашние задания: «Замок мечты», «Герб семьи», «Коллективный рисунок».
Слайд 15Результатами развивающей и профилактической работы являются для родителей:
оптимизация детско-родительских отношений;
формирование
социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
повышение уровня семейной культуры
формирование навыков конструктивного поведения;
осознание родительской роли и обязанностей;
совершенствование родительской эффективности;
безусловное принятие ребенка;
освоение роли поддерживающего родителя.